СПИГ-досье. ИсторияЛоде́йное По́ле — центр Лодейнопольского района ЛО, центр Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского района ЛО, железнодорожная станция.
На месте нынешнего города прежде находилась небольшая деревня Мокришвица, а на крутом берегу Свири в впадении в нее реки Каномки располагалась деревня Канома. Пояледняя значилась в переписной книге Обонежской пятины за 1446 год. Местные жители занимались судостроением, заготовкой и сплавом леса.
До 1702 года Лодейная пристань на Свири служила оживленным торговым пунктом побережья. Именно здесь, в Мокришвице, следуя в Архангельск, остановился Петр I. И избрал это место для строительства корабельной верфи. В том же году Олонецкая верфь была открыта. Метсные же по-прежнему именовали ее Лодейной пристанью.
В связи с Северной войной строительство судов шло ускоренными темпами. Здесь построены кузницы, смольни, канатно-прядильный двор, мастерские, чертежные, приказная изба. Строились и жилые дома. На берегу Свири был сооружен временный деревянный домик Петра. Кстати, в память о последнем в 1832 году поставлен памятник-стела.
Первый корабль — фрегат «Штандарт» сошел со стапелей 22 августа 1703 года. В торжественном мероприятии участвовал сам Петр, который возвратился на этом судне в Петербург.
Мокришвица постепенно превращалась в крупный поселок. Указом Екатерины II с 1785 года он стал городом Лодейное Поле. Через три года утвержден план и герб. А верфь стала называться с 1785 года Лодейнопольской.
Но просуществовала верфь не долго. В 1830 году с появлением более мощным предприятий в Петербурге ее закрыли. С тех пор город стал чахнуть. И происходило это вплоть до первой мировой войны — тогда через Лодейное Поле прошла железная дорога Петербург — Мурманск. Вместе с тем появлялись паровозоремонтные и вагоноремонтные мастерские, товарная и пассажирская пристани.
Уже с приходом советской власти небольшой уездный городок превратился в транспортный центр. В 1927—1933 годах в 14 километрах от него через Свирь сооружена Нижне-Свирская ГЭС. Так выполнялся план ГОЭЛРО. К 1941 году в Лодейном Поле было уже 24 промышленных предприятия.
Великая Отечественная война оставила заметный след в истории Лодейного Поля. По Свири в 1941 году проходила граница позиций белофиннов. Армия барона Маннергейма должна была нанести 7-й армии Карельского фронта два мощных удара, которые привели бы к прорыву через Свирь и соединению с гитлеровцами у Волхова. Но 7-я армия изнуряла себя боями и в итоге обескровила финнов. Враг был вынужден отказаться от осуществления своих планов и перейти к обороне.
Подготовка к наступлению 7-я армия начала в 1944 году. Тогда прибыли новые люди и техника. Первыми форсировали Свирь двенадцать гвардейцев. Военная хитрость, которую тогда применили, заключалась в следующем: все они толкали перед собой шесть плотов с привязанными чучелами, по которым финны открыли огонь. Тем временем советские части форсировали реку в другом месте — у деревни Канома.
В 1944 году заложили самый большой в городе парк — Свирской победы. В нем решили сохранить траншеи, блиндажи, землянки. В центре парка — памятник. Первоначально этот обелиск был не обелиском, а постаментом памятника И. В. Сталину. Но скульптуру после 1960-х годов убрали.
Прилагательное: лоде́йнопольский
Жители: лоде́йнопольцы (лоде́йнополец/ж. р. нет)
СПИГ будет рада принять и другие сведения, касающиеся населенного пункта. Также вы можете добавить свой сайт на эту страницу. E-mail: spb-gazeta@mail.ru.
/ Проспект Ленина (22-сен-07) / LDP1
/ Проспект Ленина (22-сен-07) / LDP2
/ Проспект Ленина, дом № 41 (22-сен-07) / LDP3
/ Лодейнопольская районная поликлиника (22-сен-07) / LDP4
/ Кирпичные хрущевки на проспекте Ленина (22-сен-07) / LDP5
/ Дом на улице Володарского (22-сен-07) / LDP6
/ Сквер у памятника Б. Г. Музрукову на проспекте Ленина (22-сен-07) / LDP7
/ Памятник Б. Г. Музрукову на проспекте Ленина (22-сен-07) / LDP8
/ Здание районной и городской администраций (22-сен-07) / LDP9
/ Управление Центробанка (22-сен-07) / LDP10
/ Деревянная застройка проспекта Ленина (22-сен-07) / LDP11
/ Ворота парка Свирской победы (22-сен-07) / LDP12
/ Главная аллея парка Свирской победы (22-сен-07) / LDP13
/ Памятник героям Свирской победы (первоначально пьедестал под скульптурой И. В. Сталина) (22-сен-07) / LDP14
/ Аллея героев Свирской победы (22-сен-07) / LDP15
/ Якорь у краеведческого музея (22-сен-07) / LDP16
/ Траншея в парке Свирской победы (22-сен-07) / LDP17
/ Спуск к реке Свири (22-сен-07) / LDP18
/ Лодейнопольский историко-краеведческий музей (22-сен-07) / LDP19
/ Стела войскам 7-й армии Карельского фронта на проспекте Урицкого (22-сен-07) / LDP20
/ Обелиск на месте домика Петра I (22-сен-07) / LDP21
/ Обелиск на месте домика Петра I (22-сен-07) / LDP22
/ Свирь в Лодейном Поле (22-сен-07) / LDP23
/ Спуск к Свири (22-сен-07) / LDP24
/ Лодейнопольский районный суд (22-сен-07) / LDP25
/ Улица Карла Маркса, дом № 40 (22-сен-07) / LDP26
/ Центральная городская библиотека (22-сен-07) / LDP27
/ Разрушенное здание на улице Карла Маркса, дом № 36 (22-сен-07) / LDP28
/ Кирпичная хрущевка на улице Карла Маркса (22-сен-07) / LDP29
/ Хлебокомбинат на улице Карла Маркса, дом № 27 (22-сен-07) / LDP30
/ Улица Карла Маркса (22-сен-07) / LDP31
/ Деревянные дома на улице Володарского (22-сен-07) / LDP32
/ Разграбленный дом на улице Коммунаров (22-сен-07) / LDP33
/ Поваленный столб электропередачи (22-сен-07) / LDP34
/ Метеорологическая станция «Лодейное Поле» на Рабоче-крестьянской улице, дом № 65 (22-сен-07) / LDP35
/ Метеорологическая станция «Лодейное Поле» (22-сен-07) / LDP36
/ Метеорологическая станция «Лодейное Поле» (22-сен-07) / LDP37
/ Военный аэродром у метеостанции (22-сен-07) / LDP38
Фото: Дмитрий Ратников,
|
| |