На Петроградской стороне скоро должно развернуться строительство новой церкви. Ее разместили на Лахтинской улице, между домами №№ 15 и 19. Сейчас там заброшенное одноэтажное строение, а в будущем на его месте вырастет храм в четыре этажа с колокольней, на которой, кстати, колоколов из-за уровня шума не будет.
Проект церкви, которой дали имя Блаженной Ксении Петербургской, разработал известный архитектор «ЛенНИИпроекта» Борис Богданович. Сейчас он помимо основного дохода — жилых домов много строит церквей, в их числе церковь Державной иконы Божией Матери, уже десять лет возводящаяся при госпитале ГУВД на проспекте Культуры, Вознесенская церковь в поселке Радофинниково Тосненского района, храм в казахстанском городе Степногорске. Новый объект — первый в исторической застройке.
Хотя здание и будет сооружаться в лакуне (то есть месте, которое не является придомовой территорией соседних домов), некоторые жители были против строительства. Так, например, одна бабка, по словам настоятеля прихода церкви отца Константина (в миру Гультяева), была возмущена тем, что со строительством на ее Лахтинской улицы будут «таскать гробы». «Люди вроде как понимают, но почему-то считают, что они бессмертны», — прокомментировал ситуацию г-н Богданович. Он добавил, что в соборах не только отпевания, но и крещения, венчания проходят, и что к мнению этой стороны прислушиваться не будут: «Как можно прислушиваться к такому отрицательному мнению?»
Во время предпроектных согласований разработчики натолкнулись на множество сложностей. Первоначально планировалось возведение на углу Малого проспекта и Лахтинской улицы. «Но туда Ксения не пошла»: сейчас на этой территории выросло 8-этажное здание. Свободное место, однако, нашлось довольно быстро — на той же улице, только ближе к Чкаловскому проспекту. А когда КГИОП давал историческую справку о территории (обязательное приложение к каждому проекту), выяснилось, что по адресу: Лахтинская ул., дом № 17, стоял дом Петровых, супругов Андрея Федоровича и Ксении Григорьевны! Вот такая находка.
Интересное вышло и с расположением алтаря. Так как место небольшое и строго ориентированное по улице, он мог находиться разве что на юго-востоке, не совсем по православной традиции. Рассказывает Борис Петрович: «Нам пришла в голову мысль, что на Руси компасов не было, и восток находили по восходу солнца. 6 февраля, в день причисления Ксении к лику святых, оно встало на юго-востоке. Вот и получилось, что алтарная часть будет расположена строго по православным канонам. Но тогда главный вход из-за рядом стоящего дома можно организовать только с юго-запада. А юго-запад ориентирован как раз на Смоленское кладбище». Напомню, что на нем и похоронена Ксения и там над ее могилой стоит часовня.
Приход Ксении Блаженной создало петроградское отделение Всероссийского общества инвалидов. Поэтому уровень пола был опущен до уровня земли, вдоль брандмауэра расположили лифт, поднимающий на третий этаж в библиотеку, устроили пандусы. Но это никак не повлияет на свободный вход обычных граждан, говорит священник.
Проект, разработанный г-ном Богдановичем, необычен по крайней мере для Петроградки. Смею заверить: никогда ничего подобного на берегах Невы не было. Церковь представляет собой куб в четыре этажа, над вторым посажен купол «с крестом Святой Троицы», вокруг него — остекленные зигзагообразные стены, дверь похожа на те, что ставили в жилые здания, как и окна прямоугольной формы. Насчет последнего возражал и иерей Константин: «Я говорил нашему архитектору, чтобы окна были не прямоугольные, а закругленные сверху; он сказал «нет». И показал фотографии псковских соборов: действительно, на них стоит куб, окна — прямые...». Мне сообщили, что проект пока рабочий, небольшие изменения в него должны внести. Кстати, чертежи группа зодчих «ЛенНИИпроекта» выполняла безвозмездно. Вероятно, поэтому особых требований от церкви не поступало.
Сейчас отец Константин ведет службы в Андреевском соборе, что на 6-й линии Васильевского острова. Как известно, 6—7 линии на этом участке превращены в пешеходную зону «Андреевский бульвар». Перенести опыт хотят и на Лахтинскую, ибо там и сейчас машин немного.
Все необходимые согласования получены: по инсоляции, коэффициенту естественной освещенности жилых домов, высотному регламенту. Стоит добавить, что, по словам настоятеля, ни в одном ведомстве не шли навстречу: «Какой там? Они ж монополисты. Пока все глухо. Они говорят, что никогда ничего бесплатно не делают».
Строительство должно начаться уже этим летом. В данный момент ищут строительную компанию, которая могла бы возвести объект за меньшую сумму (ведутся разговоры о «Балтийской строительной компании», не так давно построившей часовню на Троицкой площади у Каменноостровского проспекта). Согласно нормативам, последний кирпич будет уложен уже через три года. Но с учетом сооружения исключительно на пожертвования сроки могут растянуться лет на десять. Это предположение высказал Борис Богданович. По его оценкам, строительство оценивается примерно в 60 млн рублей.
Такие деньги быстро не собираются. Поэтому приход обращается к верующим с просьбой о даянии на первый отдельный храм во имя Ксении Петербургской. Открыт сайт, на котором имеется вся необходимая информация, контакты. Его адрес: www.xeniahram.spb.ru.
Дмитрий Ратников, фото автора
СПИГ-досье. История
О жизни канонизированной 6 февраля святой известно множество удивительных историй.
Ксения Григорьевна Петрова жила во времена Елизаветы Петровны на Петербургской стороне вместе с мужем Андреем Федоровичем. Тогда хозяин дома на Андрея Петрова улице (ныне Лахтинской) был военным в чине полковника и пел при дворе в церковном хоре. Они очень любили друг друга и жили душа в душу. Но вдруг пришла беда: супруг ни с того ни с сего скоропостижно скончался, не успев исповедаться и причаститься. И тогда, чтобы спасти душу своего любимого, Ксения принесла в жертву не только земные богатства (все свое имущество она раздала бедным), но и собственный разум. Так, назвавшись Андреем Федоровичем, она стала просить людей считать умершей Ксению Григорьевну, а Андрей Петров по ее желанию будто бы продолжал жить.
Вдова ходила в мужнином мундире по городу и вела странные речи. Вскоре горожане стали замечать, что блаженная предсказывает судьбу. Накануне 25 декабря 1761 года, дня смерти императрицы Елизаветы, она, по преданию, ходила по улицам и кричала: «Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины!». Предсказание сбылось: после похорон люди поминали царицу блинами.
Позже произошел еще один случай. Как-то «Андрей Федорович» подошла к незнакомой женщине, дала ей медный пятак с изображением Георгия Победоносца и сказала: «Возьми пятак, тут царь на коне. Потухнет». «Что это могло бы означать», — подумала женщина и направилась к дому. Завернув на свою улицу, она увидела вырывающееся из окон пламя и стоящую рядом толпу народа. Но только жилица подбежала с монетой к своему пылающему зданию, как огонь неожиданно исчез.
Не меньше необычного случилось и после ее смерти на 72 году. Она являлась петербуржцам в образе старушки и советовала, как выбраться из сложной ситуации.
Подробнее историю Ксении Петербургской можно прочесть на сайте города Романова-на-Муроме.