Очередное здание XIX века приглянулся инвестору. Да так приглянулся! — дом Шаврина, построенный в 1829 году по проекту архитектора З. Ф. Краснопевкова вдоль так называемой красной линии реки Лиговки, некогда протекавшей в центре современного Лиговского проспекта, был снесен для строительства очередного делового комплекса. Несмотря на то что застройщик обещает воссоздать фасады, для города это очередная потеря.
Для крупных компаний, имеющих большие деньги, иметь свой офис в центре города престижно. Тем более если речь идет о Москве и Петербурге. Со столицей наш город лучше не сравнивать: мэр Юрий Лужков вообще не обращает внимания на строительство новых объектов в исторической застройке. Первопрестольная стала знаменита своей «реконструкцией»: любое здание, по мнению москвичей, включая памятники архитектуры, гораздо проще и дешевле разрушить до фундамента, а потом при помощи новых технологий воссоздать его. Это преступление большинство столичных жителей своему градоначальнику прощают: все-таки пенсии довольно высокие, да и зарплаты у бюджетников тоже. И не имеет значения, как эти деньги добываются: привлечением ли армады инвесторов с большими кошельками на берега Москвы-реки, обдиранием ли налогов с регионов. Возвращаясь на петербургскую землю, хотелось бы об этом все же не думать. Ан нет.
В самом что ни на есть центре города в двух шагах от Невского проспекта и Московского вокзала снова сносят исторические здания. Допустим, что дома №№ 55 и 59 по Невскому (у гостиницы «Невский палас») были в крайне аварийном состоянии и их реконструировать было нереально (хотя вопросов, как всегда, больше, чем ответов). Допустим, что то же самое было и с домами на углу Невского и Восстания. Но что такого было с домом № 13 по Лиговскому проспекту, вообще неясно. Экспертная комиссия КГИОПа оценила их состояние как среднее (таких на берегах Невы больше всего). Однако позже она же вынесла 13-му, а заодно и 11-му домам приговор, исключив их из списка «вновь выявленных объектов культурного наследия». Напомним, что этот список дает зданиям некий средний статус между рядовой застройкой и памятниками архитектуры.
Решение комитета архитектор проекта бизнес-комплекса на Лиговском Андрей Шаров (архитектурная мастерская «Рейнберг, Шаров») объясняет тем, что от дома позапрошлого века уже мало что осталось. Известно, что первоначально оно было в стиле классицизм, потом его сменила эклектика. В 1970-х годах с фасада сняли лепнину, приделали балконы, изменили крышу. По логике г-на Шарова, если даже от прежнего архитектурного убранство осталось очень мало, но все же осталось, значит, надо все разрушить — и тогда уже точно ничего от старого не останется! Все — новое.
Несмотря на уважение ко многим архитекторам, работы мастерской «Рейнберг, Шаров» удачными никак назвать нельзя. По крайней мере, для центра города. Не знаю ни одного человека (кроме причастных к строительству товарищей), кто назвал бы здание торгового комплекса Vanity Opera на Казанской улице, дом № 3, хотя бы симпатичным. А вот Рейнберг и Шаров претендуют на перспективное занесение их объекта в список памятников архитектуры: «И дом компании «Зингер», находящийся на той стороне Невского, в то время тоже никому не нравился!»
Дмитрий Ратников, фото автора
Материалы по теме: