Открытие в Петербурге новых памятников и скульптур стало делом привычным. То своих студентов балуют «Большой» и Профсоюзный университеты, то Церетели создает шедевры, не думая, куда их поставить, то глава государства таким образом благодарит своего наставника... Но оказывается, не только известным людям можно ставить монументы, но и... дворнику. Просто дворнику. Так случилось на днях на площади Островского у стен жилищного комитета.
«А вы знаете, — обратилась ко мне прохожая (см. фото), — это ведь памятник не только дворнику, но и лопате! Давно я не видела дворника с лопатой, тем более такой, деревянной. Сейчас они все с пакетами целлофановыми ходят...». И действительно, давайте уж поставим памятники граблям, совку, да тому же целлофановому пакету! Отчего не идея. Нет, выбрали лопату, ту, что для уборки проезжей части от снега. Я уж упускаю слово «памятник» в отношении городской скульптуры...
Как-то приходилось разговаривать с историком архитектуры Валерием Исаченко. Он недоумевал, почему все памятники должны быть в центре города. У нас такие огромные «спальные» районы, где пейзаж однообразный: ровные улицы и проспекты, такие же ровные ряды хрущевок и «кораблей», в линию посаженные деревья. И отчего бы не установить на какой-либо большой площади тот же памятник Петру I работы Церетели. Да и дворник хорошо бы смотрелся в небольшом саду. Так же как органично вписаны скульптуры в Московском парке Победы. Но почему все это надо ставить в исторической застройке, в которой и так переизбыток памятников...
Ну что ж, напомним объяснения городских властей. А эти объяснения стандартные: рядом, точнее сбоку, находится здание жилищного комитета. Также профессию дворника чиновники называют «умирающей». Да еще бы! Если бы те, кто работает по профессии чиновника, создавали хорошие условия для работы дворников, может, и не такими «умирающими» они были бы.
А вообще интересно, поставил бы Росси в этом месте какой-нибудь памятник? Можно напомнить, что и Екатерину в свое время далеко не все хотели видеть в центре нынешней площади Островского. Она «всего лишь» загораживала вид на Александринский театр...
Дмитрий Ратников, фото автора
Материалы по теме: