Адрес: через р. Неву у пл. Труда и пл. Трезини
СПИГ-досье. ИсторияВ 1843—1850 годах построенная по проекту инженера С. В. Кербедза первая постоянная переправа соединила Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова и при длине около 365 метров в то время стала самым протяженным мостом в Европе. Она имела 8 пролетов, перекрытых ребристыми арочными пролетными строениями, из которых один разводной — у правого берега. Его украшали чугунные решетки художественного литья, созданные по эскизам архитектора А. П. Брюллова.
Современное название мосту дали не сразу. Первые пять лет существования он носил наименование Благовещенский. Позже его стали именовать Николаевским. С приходом советской власти в 1918 году мост назвали в честь лейтенанта Петра Шмидта.
В 1936—1938 годах мост был реконструирован (инженеры Г. П. Передерий, В. И. Крыжановский, архитекторы К. М. Дмитриев, Л. А. Носков), в ходе чего были заменены все конструкции пролетных строений. Пролет у площади Трезини сделали из железобетона. Первоначально он был разводной, но с появлением крупнотоннажных кораблей решено было перенести линию фарватера ближе к центру реки. Тогда же было обновлено механическое оборудование.
Однако опоры моста оставили старыми; они подверглись лишь незначительной перестройке в верхней части. А снятые чугунные арки установили в 1953—1956 годах на мосту через реку Волгу в городе Калинине (ныне Твери).
К началу XXI века мост исчерпал свой ресурс, перестал удовлетворять современным требованиям по грузоподъемности и пропускной способности. Металлические
конструкции покрылись коррозией, что и предрешило судьбу моста Лейтенанта Шмидта.
Осенью 2005 года началась новая реконструкция. 3 октября
2005 года выше по течению стали возводить временную переправу. 26 марта 2006 года завершился последний этап надвижки пролетного строения. Разводной механизм устроен так, что его подъемная часть в навигацию поднимается вверх параллельно воде, как у Финляндского железнодорожного моста.
Открытие движения по новой переправе состоялось в ночь с 8 на 9 мая 2006 года. Тогда же закрылся мост Лейтенанта Шмидта. Временный мост покрыт не асфальтом, а крошкой. Как объясняют на месте, так дешевле. После навигации 11 мая 2006 года мост Шмидта сводить не стали: началось его постепенное распиливание. Одновременно сняли всю ограду с лошадьми, а также металлическую обшивку с ротонд.
Осенью 2006 года установлены два пролета на старые опоры моста Лейтенанта Шмидта. До этого говорилось, что прежние каменные устои будут разобраны полностью, так как они уже не в состоянии удержать конструкции переправы. Более того, было заявлено, что новые пролеты тяжелее прежних, несмотря на ажурные стенки. Но это осталось, как говорится, за кадром.
Пролеты, которые по задумке авторов должны напоминать старый Николаевский мост, собирались на территории базы — на спуске Румянцевской площади. Там для них были подготовлены металлические балки — своего рода стапеля. Оттуда на понтонах с помощью буксиров огромные детали перевозили к месту установки. Единственный пролет, который собрали на месте, — у площади Трезини (тот, что был разводной).
К марту 2007 года было завершено сооружение всех пролетов, в том числе разводного.
4 апреля 2007 года прошла первая пробная разводка моста. Она отличалась тем, что угол подъема был меньше, чем в обычные дни навигации.
В мае 2007 года рабочие подтвердили, что никакого трамвая на мосту не будет. В этом же месяце начался демонтаж путей на Кадетской — 1-й линиях. Также заявлено, что придется демонтировать два выхода из подземного пешеходного перехода на площади Труда, которые вели к трамвайной остановке. Сам же подземный комплекс будет функционировать по-прежнему.
15 августа 2007 года мост Лейтенанта Шмидта запущен в эксплуатацию с новым именем — Благовещенский. За день до этого (14 августа) было принято соответствующее постановление, однако в СМИ не обнародовано. Во время торжественной церемонии на мосту был установлен новый, позолоченный указатель с новым названием переправы. Благовещенскому вернули исторический силуэт «образца» 1850 года, существенно расширили проезжую часть.
Через несколько недель после этого начались работы по разбору дублера моста. Они начались со стороны Английской набережной. Временную переправу перенесут сначала на четыре года к Большому Петровскому мосту, а затем она пригодится при реконструкции Дворцового моста.
Дмитрий Ратников,
/ Мост Лейтенанта Шмидта до строительства временной переправы. Вид с Английской набережной (20-мая-05) / B1
/ Мост Лейтенанта Шмидта до строительства временной переправы. Вид с набережной Лейтенанта Шмидта (10-сен-05) / B2
/ Схема моста Лейтенанта Шмидта и временной переправы / B112
/ Начало строительства временной переправы у моста Лейтенанта Шмидта (15-окт-05) / B3
/ Начало строительства временной переправы у моста Лейтенанта Шмидта (15-окт-05) / B5
/ Начало строительства временной переправы у моста Лейтенанта Шмидта. Сфинкс (15-окт-05) / B6
/ Мост Лейтенанта Шмидта во время начала строительства временной переправы. Вид с площади Трезини (27-окт-05) / B8
/ Запорожец, пострадавший 10 октября 2005 года при падении стрелы автокрана. Временно стоял на спуске к Неве у Румянцевской площади (29-окт-05) / B9
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта. Возведение первого пролета у площади Трезини (21-дек-05) / B10
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта. Возведение первого пролета у Английской набережной (21-дек-05) / B11
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта. Вид с Английской набережной (21-окт-05) / B12
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта. Пролет у площади Трезини (6-фев-06) / B15
/ Временная переправа и мост Лейтенанта Шмидта (17-фев-06) / B16
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта. Пролет у Английской набережной. Строительство разводного механизма (17-фев-06) / B18
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта. Строительство разводного механизма (17-фев-06) / B19
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта. Общий вид (17-фев-06) / B21
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта. Вид с площади Труда (17-фев-06) / B22
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта. Вид с Румянцевской площади (22-фев-06) / B23
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта. Краны (3-апр-06) / B25
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта (3-апр-06) / B26
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта, разводной механизм (3-апр-06) / B27
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта (3-апр-06) / B29
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта, слом набережной стенки (3-апр-06) / B30
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта, слом набережной стенки (3-апр-06) / B31
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта, рабочие «Пилона» (3-апр-06) / B33
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта, монтаж ограды (3-апр-06) / B37
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта (3-апр-06) / B39
/ Ограда моста Лейтенанта Шмидта, отрезанная нога лошади (3-апр-06) / B41
/ Ограда моста Лейтенанта Шмидта, пешеход (3-апр-06) / B42
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта (3-апр-06) / B43
/ Мост Лейтенанта Шмидта и временная переправа (5-апр-06) / B45
/ Асфальтное покрытие моста Лейтенанта Шмидта (5-апр-06) / B46
/ Разрушенный спуск на Английской набережной (5-апр-06) / B47
/ Мост Лейтенанта Шмидта с Английской набережной (5-апр-06) / B48
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта (20-апр-06) / B50
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта (20-апр-06) / B51
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта (20-апр-06) / B53
/ Мост Лейтенанта Шмидта, разбор ротонды (20-апр-06) / B54
/ Мост Лейтенанта Шмидта, разбор ротонды (20-апр-06) / B55
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта (20-апр-06) / B57
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта, подключение к Английской набережной (20-апр-06) / B58
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта (20-апр-06) / B60
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта, пробка, затор (20-апр-06) / B61
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта (20-апр-06) / B65
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта, вид с 4-5 линий (20-апр-06) / B66
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта, устройство светофоров (8-мая-06) / B67
/ Временная переправа у моста Лейтенанта Шмидта (8-мая-06) / B68
/ Временная переправа и мост Лейтенанта Шмидта (8-мая-06) / B69
/ Мост Лейтенанта Шмидта, закат (8-мая-06) / B71
/ Мост Лейтенанта Шмидта, закат (8-мая-06) / B72