Адрес: Лиговский пр.
Только ленивый не писал нынче о проблеме снятия трамвайных путей в центре Петербурга. Сколько людей, говорят, — столько и мнений. Вот и эту проблему разные люди трактуют по-разному: чиновники видят в ней уменьшение пробок на дорогах, водители — меньшую вероятность появления выбоин в асфальте, некоторые местные жители — уход с их улиц «громыхающего» транспорта. А вот те горожане, для которых звенящие вагончики создавались и которые ежедневно на них ездят на работу, — то есть пассажиры, — считают принудительное сокращение маршрутов актом вандализма, не иначе. Новый адрес, на который покусились злостные «убиральщики» рельсов, — Лиговский проспект.
То, что до Лиговки не доходили руки, понятно всем, кто хоть раз здесь был. На трамвайных остановках всегда толпы пассажиров, да и салоны трамваев переполнены. И это несмотря на то что вагоны ходят довольно часто для нашего времени — раз в 7—12 минут. Конкуренцию рельсовому транспорту перед автобусами, троллейбусами и даже маршрутками создает выделенная полоса в центре проспекта. Вот на нее и покушаются чиновники комитета по дорожному хозяйству.
Как известно, в 1718—1725 годах на всем протяжении нынешнего Лиговского проспекта был прорыт канал для питания фонтанов в Летнем саду. Канал начинался от реки Лиги, вытекавшей из Дудергофского озера (отсюда его название), и тянулся на 20 километров. И именно из Лиговского канала вода поступала в Фонтанку, хотя последняя как плагиатор и сохранила в своем имени память о фонтанах.
Во время наводнения 1777 года фонтаны были разрушены, а потому ушло в истории и назначение канала. В 1891—1892 годах его заключили в трубу и засыпали на участке от Таврического сада, где питались водой пруды, до Обводного канала. Ну а в 1914 году перестала существовать и остальная его часть в черте города (Лиговский канал в районе Автова соединили с рекой Красненькой).
Однако вместо того чтобы на освободившейся территории Лиговской улицы сделать проезжую часть, было принято решение сделать в центре бульвар. Со временем он превратился в место, где прохожих могли легко ограбить, да и дворники обходили его стороной. Перед чиновниками снова встал вопрос, что делать дальше. А дальше в городе стал развиваться трамвай. Он-то и решил судьбу отхожего места — прямо по центру бульвара проложили пути. И никто естественно тогда не возмущался.
Выделенная трамвайная полоса тянется от площади Восстания до Расстанной улицы и составляет более 2,5 километров. При этом средняя скорость трамвая здесь вместе с остановками составляет порядка 30 км/ч, в то время как рядом медленнее пешехода ползет вереница автомобилей, попавшая в пробку.
На совещании в Смольном приняли решение о том, что трамвай с Лиговского уберут. Правда, не на всем протяжении, а только от Кузнечного переулка до 2-й Советской улицы, на всем протяжении 2-й Советской, а также на проспекте Бакунина — между 2-й Советской и Херсонской улицами. Этот участок — самый востребованный пассажирами (в администрации считают — нецелесообразный); именно на нем находится остановка «Московский вокзал», на которой всегда толпы пассажиров. Но, по словам представителей ООО «Петербург-дорсервис», люди могут и пройти одну остановку до «Кузнечного переулка». Всего-то 300 метров!
В ходе реконструкции всего Лиговского проспекта обещают лишить трамвай выделенной полосы, как они говорят, «сделать трамвайное полотно в теле дороги». Даже ежу понятно, что тем самым трамвай станет равноправным с другим транспортом и его козырь — скорость станет «общепробочной». А в таком случае перед пассажирами уже будет стоять задача: если весь общественный транспорт едет с одной скоростью, что выбрать. Выберут маршрутки. А там, глядишь, смольнинцы скомандуют: трамваем никто не пользуется, давайте его уберем с Лиговки.
1 апреля 2007 года трамвайное движение на Лиговском проспекте от Кузнечного переулка действительно закрыли. На следующий день сюда пришли рабочие и техника и стали снимать по кускам рельсы и шпалы.
Реконструкция, сроки которой неоднократно переносились, завершилась 17 ноября 2007 года. Да и то с недоделками. В этот день по выделенной полосе в центре проспекта вместе с трамваями стали ходить еще и автобусы. А вот троллейбусов и коммерческих автобусов Лиговка лишилась.
Дмитрий Ратников, фото автора
/ Трамвай на Лиговском проспекте (16-ноя-05) / TRN12
/ Трамваи в пробке на Лиговском вне выделенной полосы (8-фев-07) / TRN60
/ Трамвай в пробке на Лиговском вне выделенной полосы (8-фев-07) / TRN61
/ Трамвай на площади Восстания (8-фев-07) / TRN62
/ Выделенная полоса (8-фев-07) / TRN63
/ Выделенная полоса (8-фев-07) / TRN64
/ Автобус и троллейбус в пробке на Лиговском (8-фев-07) / TRN65
/ Пешеходный переход в створе Лиговского переулка (8-фев-07) / TRN66
/ Трамвай на пересечении Лиговского проспекта и Кузнечного переулка (8-мар-07) / TRN67
/ Трамвай на пересечении Лиговского проспекта и Кузнечного переулка (8-мар-07) / TRN68
/ 25-й трамвай на остановке «Кузнечный переулок» (8-мар-07) / TRN69
/ 25-й трамвай на остановке «Кузнечный переулок» (8-мар-07) / TRN70
/ Трамвай на пересечении со Свечным переулком (8-мар-07) / TRN71
/ Пень (8-мар-07) / TRN72
/ Трамвай между Свечным переулком и Разъезжей улицей (8-мар-07) / TRN73
/ Трамвай между набережной Обводного канала и Курской улицей (8-мар-07) / TRN74
/ Остановка «Обводный канал» (8-мар-07) / TRN75
/ Остановка «Обводный канал» (8-мар-07) / TRN76
/ Трамвай на Ново-Каменном мосту (8-мар-07) / TRN77
/ Остановка «Московский вокзал» после закрытия трамвайного движения (1-апр-07) / TRN79
/ Остановка «Московский вокзал» после закрытия трамвайного движения (1-апр-07) / TRN80
/ Разбор трамвайного пути (4-апр-07) / TRN81
/ Разбор трамвайного пути (4-апр-07) / TRN82
/ Разбор трамвайного пути (4-апр-07) / TRN83
/ Разбор трамвайного пути (4-апр-07) / TRN84
/ Разбор трамвайного пути (4-апр-07) / TRN85
/ Разбор трамвайного пути (4-апр-07) / TRN86
/ Разбор трамвайного пути (4-апр-07) / TRN87
/ Разбор трамвайного пути (4-апр-07) / TRN88
/ Пустующая остановка «Московский вокзал» (4-апр-07) / TRN89
/ Трамвайный светофор у площади Восстания (4-апр-07) / TRN90
/ Вагончики у станции метро «Лиговский проспект» (12-мая-07) / TRN108
/ Разбор трамвайных путей на участке Разъезжая улица — Обводный канал (12-мая-07) / TRN109
/ Разбор трамвайных путей на участке Разъезжая улица — Обводный канал (12-мая-07) / TRN110
/ Разбор трамвайных путей на участке Разъезжая улица — Обводный канал (12-мая-07) / TRN112
/ Разобранные пути на участке Разъезжая улица — Обводный канал (12-мая-07) / TRN111
/ Подготовка к снятию путей на остановке «Обводный канал» (12-мая-07) / TRN113
/ Подготовка к снятию путей на участке Обводный канал — Курская улица (12-мая-07) / TRN114
/ Выкорчеванное дерево на участке Обводный канал — Курская улица (12-мая-07) / TRN115
/ Распускающиеся листья на дереве на участке Обводный канал — Курская улица (12-мая-07) / TRN116
/ Разбор трамвайных путей на участке Курская улица — Прилукская улица (12-мая-07) / TRN117
/ Разобранные трамвайные пути на участке Прилукская улица — Расстанная улица (12-мая-07) / TRN118
/ Разобранные трамвайные пути на участке Прилукская улица — Расстанная улица (12-мая-07) / TRN119
/ Тупик на Камчатскую улицу с Расстанной улицы. Камчатская — единственный путь в Купчино (12-мая-07) / TRN120
/ Железнодорожный виадук над Бухарестской улицей. Пойдут ли здесь снова трамваи? (12-мая-07) / TRN121
/ Строительство трамвайной остановки «Кузнечный переулок» (26-окт-07) / TRN151
/ Строительство трамвайной остановки «Кузнечный переулок» (26-окт-07) / TRN152
/ Лиговский проспект после снятия трамвайных путей между Кузнечным переулком и площадью Восстания (26-окт-07) / TRN153
/ Лиговский проспект после снятия трамвайных путей между Кузнечным переулком и площадью Восстания (26-окт-07) / TRN154
/ Недоделанные ограждения (5-ноя-07) / TRN156
/ Недоделанные кольца люков (5-ноя-07) / TRN157
/ Рабочие (5-ноя-07) / TRN158
/ Лиговка... (5-ноя-07) / TRN159
/ Один из первых трамваев (6-ноя-07) / TRN160
/ Трамвай на выделенной полосе (20-ноя-07) / TRN166
/ Автобус на выделенной полосе (20-ноя-07) / TRN167
Фото: Дмитрий Ратников,
| |