В последние годы Малую Октябрьскую железную дорогу медленно, но верно теснили. Именно Приморский район, где она проходит, стал основной стройкой города. Здесь росли жилые кварталы, а потому виляющая между ними детская «железка» особого счастья строителям не приносила. И вот сегодня, когда МОЖД стала неприлично маленькой, наконец-то задумались о ее переносе в другую часть города. Теперь ей обещают счастливое будущее. Разумеется, пока уже на новом месте не будет начато новое жилищное строительство...
Малая Октябрьская детская железная дорога была открыта в Ленинграде 27 августа 1948 года. Ее трасса протяженностью 8,1 км прошла по прекратившей в 1919 году свое существование Озерковской ветке частной железной дороги. Та ветка вела до Приморского вокзала, который располагался в Новой Деревне. Для ДЖД из Эстонии — там до войны еще сохранялась узкая колея — привезли рельсы. В то время и Озерки, и Коломяги были малонаселенными местностями, поэтому дорога протянулась до самой Большой Невки, то есть практически до Елагина острова. На ней сделали три станции — Кировская, Зоопарк (позже Пионерская) и Озерная. Дорога располагалась в живописной местности, пересекала Черную речку по деревянному мосту в районе нынешней Комендантской площади.
Со временем ДЖД все сокращали и сокращали. С 1964 года конечной станцией стала Пионерская (ранее она была узловой). На пересечении 3-й линии 1-й половины с ДЖД, которая шла по нынешней Солунской улице (быв. Мигуновской), существовал железнодорожный переезд, на котором в том же 1964 году произошло столкновение дрезины со школьниками и самосвала. В результате происшествия погибли четыре человека. Вот почему детскую дорогу решили закрыть вообще.
Постепенное уменьшение длины МОЖД связано с растущими темпами возведения жилых домов. Если раньше в Коломягах и Озерках были лишь одно-двухэтажные деревянные домики, то с 1965 года началось уже массовое строительство многоэтажного жилья. Многие прежние коломяжские улицы исчезали в новых кварталах, некоторые становились магистралями. Со стороны микрорайона бывшего Комендантского аэродрома в Коломяги провели Репищеву улицу, со стороны Удельной — Поклонногорскую улицу. Местными крупными трассами стали Вербная улица и Новоколомяжский проспект.
Потом МОЖД сократили до этой самой Вербной улицы. А последний раз ее лишили только что сооруженного участка до станции Береговая (у Физтеха на Заповедной улице) — туда прокладывали средний рельс по существующей «взрослой» железной дороге. С тех пор на начинающих железнодорожников никто не покушался, хотя слухи среди жителей ходили: все равно не дадут детям заниматься в элитной зоне. Тем временем застройщики подступали все ближе и ближе, заборы все приближались и приближались. В итоге в распоряжении детского досугового центра «Малая Октябрьская детская железная дорога» осталась лишь более-менее большая территория у головной станции Озерная и узкая двухкилометровая полоса в сторону станции Юный (у Вербной улицы).
Теперь скажем несколько слов о перспективах, ибо они есть. Администрация города предложила-таки Октябрьской железной дороге землю для строительства новой трассы МОЖД. Это насыпь бывшей Царскосельской железной дороги, отходившей на запад от современной Витебской железной дороги между станциями Шушары и Паровозный музей. Вот там-то и предлагается сделать новую детскую магистраль со всеми путями, станциями, шлагбаумами, семафорами, стрелками и прочим.
Ее трасса будет начинаться между станцией Купчино и метродепо «Московское» (станция Президентская) и далее пойдет по полосе отвода «железки» на юг. Первой остановкой будет Октябрьская в Шушарах. Основная станция — Губернаторская расположится у Паровозного музея. Помимо самой станции здесь будут построены учебный центр и гостиница. Далее, как и планировалось, МОЖД завернет на насыпь «Царской ветки» (где будет станция Полевая), сделает петлю у Пушкина и дойдет до станции Императорская — у платформы 21-й километр. Сейчас идут проектные работы, а открытие первого участка — от Купчина до Паровозного музея — намечено на 2008 год. Вся трасса должна быть сдана в эксплуатацию к 2010 году. Финансировать МОЖД-2 будут РЖД. Обещается, что и озерковская железная дорога останется, хотя верится в это с трудом. Царскосельская ветка Малой Октябрьской будет оснащена современными техническими средствами, системой централизации управления и автоблокировки.
Дмитрий Ратников, фото автора
Материалы по теме:
/ Состав Малой Октябрьской на станции Озерная (7-апр-07) / TRN92
/ Состав Малой Октябрьской на станции Озерная (7-апр-07) / TRN93
/ Надпись «Владивосток — Москва» (7-июл-07) / TRN125
/ Состав Малой Октябрьской на станции Озерная (7-апр-07) / TRN94
/ Станция Озерная (7-апр-07) / TRN95
/ Станция Озерная (7-апр-07) / TRN97
/ Железная дорога у станции Озерная (7-апр-07) / TRN96
/ Станция Озерная (7-июл-07) / TRN127
/ Железнодорожная трасса (7-апр-07) / TRN98
/ Станция Юный (7-апр-07) / TRN99
/ Станция Юный (7-апр-07) / TRN100
/ Станция Юный (7-июл-07) / TRN126
/ 4-й километр Малой Октябрьской детской железной дороги (7-апр-07) / TRN101
/ Элитное жилье у Малой Октябрьской (7-апр-07) / TRN102
/ Элитное жилье у Малой Октябрьской (7-апр-07) / TRN103
/ Жилые кварталы у Малой Октябрьской (7-апр-07) / TRN105
/ Тупик у Вербной улицы (7-апр-07) / TRN106
Фото: Дмитрий Ратников,
| |