онлайн трансляции спорта
Санкт-Петербургская интернет-газета
www.spb-gazeta.narod.ru



Обмен баннерами, ссылками


На главную

Погода
    в основных городах Ленобласти

Статистика

Поиск

cделать стартовой -- добавить в избранное

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА:

Последний гудок Малой Октябрьской
Останется ли в Озерках детская железная дорога
Адрес: Озерковский пр.

СПИГ-досье. История

Малая Октябрьская детская железная дорога, рельсы, пути, железнодорожный тупик

В последние годы Малую Октябрьскую железную дорогу медленно, но верно теснили. Именно Приморский район, где она проходит, стал основной стройкой города. Здесь росли жилые кварталы, а потому виляющая между ними детская «железка» особого счастья строителям не приносила. И вот сегодня, когда МОЖД стала неприлично маленькой, наконец-то задумались о ее переносе в другую часть города. Теперь ей обещают счастливое будущее. Разумеется, пока уже на новом месте не будет начато новое жилищное строительство...

Малая Октябрьская детская железная дорога была открыта в Ленинграде 27 августа 1948 года. Ее трасса протяженностью 8,1 км прошла по прекратившей в 1919 году свое существование Озерковской ветке частной железной дороги. Та ветка вела до Приморского вокзала, который располагался в Новой Деревне. Для ДЖД из Эстонии — там до войны еще сохранялась узкая колея — привезли рельсы. В то время и Озерки, и Коломяги были малонаселенными местностями, поэтому дорога протянулась до самой Большой Невки, то есть практически до Елагина острова. На ней сделали три станции — Кировская, Зоопарк (позже Пионерская) и Озерная. Дорога располагалась в живописной местности, пересекала Черную речку по деревянному мосту в районе нынешней Комендантской площади.

Со временем ДЖД все сокращали и сокращали. С 1964 года конечной станцией стала Пионерская (ранее она была узловой). На пересечении 3-й линии 1-й половины с ДЖД, которая шла по нынешней Солунской улице (быв. Мигуновской), существовал железнодорожный переезд, на котором в том же 1964 году произошло столкновение дрезины со школьниками и самосвала. В результате происшествия погибли четыре человека. Вот почему детскую дорогу решили закрыть вообще.

Постепенное уменьшение длины МОЖД связано с растущими темпами возведения жилых домов. Если раньше в Коломягах и Озерках были лишь одно-двухэтажные деревянные домики, то с 1965 года началось уже массовое строительство многоэтажного жилья. Многие прежние коломяжские улицы исчезали в новых кварталах, некоторые становились магистралями. Со стороны микрорайона бывшего Комендантского аэродрома в Коломяги провели Репищеву улицу, со стороны Удельной — Поклонногорскую улицу. Местными крупными трассами стали Вербная улица и Новоколомяжский проспект.

Потом МОЖД сократили до этой самой Вербной улицы. А последний раз ее лишили только что сооруженного участка до станции Береговая (у Физтеха на Заповедной улице) — туда прокладывали средний рельс по существующей «взрослой» железной дороге. С тех пор на начинающих железнодорожников никто не покушался, хотя слухи среди жителей ходили: все равно не дадут детям заниматься в элитной зоне. Тем временем застройщики подступали все ближе и ближе, заборы все приближались и приближались. В итоге в распоряжении детского досугового центра «Малая Октябрьская детская железная дорога» осталась лишь более-менее большая территория у головной станции Озерная и узкая двухкилометровая полоса в сторону станции Юный (у Вербной улицы).

Теперь скажем несколько слов о перспективах, ибо они есть. Администрация города предложила-таки Октябрьской железной дороге землю для строительства новой трассы МОЖД. Это насыпь бывшей Царскосельской железной дороги, отходившей на запад от современной Витебской железной дороги между станциями Шушары и Паровозный музей. Вот там-то и предлагается сделать новую детскую магистраль со всеми путями, станциями, шлагбаумами, семафорами, стрелками и прочим.

Ее трасса будет начинаться между станцией Купчино и метродепо «Московское» (станция Президентская) и далее пойдет по полосе отвода «железки» на юг. Первой остановкой будет Октябрьская в Шушарах. Основная станция — Губернаторская расположится у Паровозного музея. Помимо самой станции здесь будут построены учебный центр и гостиница. Далее, как и планировалось, МОЖД завернет на насыпь «Царской ветки» (где будет станция Полевая), сделает петлю у Пушкина и дойдет до станции Императорская — у платформы 21-й километр. Сейчас идут проектные работы, а открытие первого участка — от Купчина до Паровозного музея — намечено на 2008 год. Вся трасса должна быть сдана в эксплуатацию к 2010 году. Финансировать МОЖД-2 будут РЖД. Обещается, что и озерковская железная дорога останется, хотя верится в это с трудом. Царскосельская ветка Малой Октябрьской будет оснащена современными техническими средствами, системой централизации управления и автоблокировки.

Дмитрий Ратников, фото автора

Материалы по теме:

Малая Октябрьская детская железная дорога, Озерки, Шувалово, Шувалово-Озерки, поезд, состав на станции Озерная / Состав Малой Октябрьской на станции Озерная (7-апр-07) / TRN92

Малая Октябрьская детская железная дорога, Озерки, Шувалово, Шувалово-Озерки, поезд, состав на станции Озерная, ТУ-2 167, ТУ2-167 / Состав Малой Октябрьской на станции Озерная (7-апр-07) / TRN93

Малая Октябрьская детская железная дорога, Озерки, Шувалово, Шувалово-Озерки, поезд, состав на станции Озерная, ТУ-2 167, ТУ2-167, Владивосток - Москва / Надпись «Владивосток — Москва» (7-июл-07) / TRN125

Малая Октябрьская детская железная дорога, Озерки, Шувалово, Шувалово-Озерки, поезд, состав на станции Озерная, ТУ-2 167, ТУ2-167 / Состав Малой Октябрьской на станции Озерная (7-апр-07) / TRN94

Малая Октябрьская детская железная дорога, Озерки, Шувалово, Шувалово-Озерки, станция Озерная / Станция Озерная (7-апр-07) / TRN95

Малая Октябрьская детская железная дорога, Озерки, Шувалово, Шувалово-Озерки, станция Озерная / Станция Озерная (7-апр-07) / TRN97

Малая Октябрьская детская железная дорога, Озерки, Шувалово, Шувалово-Озерки, рельсы, пути, шпалы / Железная дорога у станции Озерная (7-апр-07) / TRN96

Малая Октябрьская детская железная дорога, Озерки, Шувалово, Шувалово-Озерки, рельсы, пути, шпалы, станция Озерная / Станция Озерная (7-июл-07) / TRN127

Малая Октябрьская детская железная дорога, Озерки, Шувалово, Шувалово-Озерки, рельсы, пути, шпалы, семафор / Железнодорожная трасса (7-апр-07) / TRN98

Малая Октябрьская детская железная дорога, Коломяги, станция Юный, платформа, Вербная улица / Станция Юный (7-апр-07) / TRN99

Малая Октябрьская детская железная дорога, Коломяги, станция Юный, платформа, Вербная улица / Станция Юный (7-апр-07) / TRN100

Малая Октябрьская детская железная дорога, Коломяги, станция Юный, платформа, Вербная улица / Станция Юный (7-июл-07) / TRN126

Малая Октябрьская детская железная дорога / 4-й километр Малой Октябрьской детской железной дороги (7-апр-07) / TRN101

Малая Октябрьская детская железная дорога, рельсы, пути, элитный дом, коттедж, особняк, кирпичный, каменный забор / Элитное жилье у Малой Октябрьской (7-апр-07) / TRN102

Малая Октябрьская детская железная дорога, рельсы, пути, элитный дом, коттедж, особняк, кирпичный, каменный забор, строительство, стройка / Элитное жилье у Малой Октябрьской (7-апр-07) / TRN103

Малая Октябрьская детская железная дорога, рельсы, пути, Коломяги, новые кварталы, многоэтажные жилые дома / Жилые кварталы у Малой Октябрьской (7-апр-07) / TRN105

Малая Октябрьская детская железная дорога, рельсы, пути, Коломяги, тупик, стрелка, Вербная улица / Тупик у Вербной улицы (7-апр-07) / TRN106

Фото: Дмитрий Ратников,











Дмитрий Ратников 2006—2007 -- При перепечатке материалов и фото активная ссылка на www.spb-gazeta.narod.ru обязательна

Издается с января 2006 года

spb-gazeta@mail.ru. Любую фотографию в полном масштабе можно получить бесплатно, если отправить по этому адресу сообщение с изложением цели и номером фотографии (он дается рядом с названием через дробь, например, A12). Общее число снимков не должно превышать три экземпляра. Ответ придет в течение 2 месяцев со дня получения сообщения
Hosted by uCoz