Адрес: через Обводный кан. по линии Московской ж. д.
СПИГ-досье. ИсторияЧерез Обводный канал переброшены две группы железнодорожных переправ: Царскосельский железнодорожный мост и Николаевский железнодорожный мост (названия даны по официальному реестру городских наименований). Деревянный Николаевский мост был построен вместе со строительством Николаевской железной дороги (ныне Московская линия ОЖД) в 1840—1850-х годах. Он был спроектирован американским инженером Уильямом Гау по новой технологии. Отсюда название. В 1869 году на всей Николаевской железной дороге начали заменять деревянные мосты металлическими (инж. Николай Белелюбский). В 1906 году вплотную к Американскому мосту был построен Американский мост № 2, а старый Американский получил номер 1. В 1911 к «американцам» был добавлен мост под литерой Б. В 1913 году был построен мост под литерой Е. Последним стал самый западный мост под литерой А; его возвели в 1916 году.
Сегодня Николаевский железнодорожный мост состоит из пяти переправ, пронумерованных с запада на восток. Это двухпутный мост под литерой А под первый и третий главные пути для движения пригодных и пассажирских поездов, однопутный мост под литерой Е под соединительный путь между локомотивным и вагонным хозяйствами станции Санкт-Петербург-Главный, совмещенный с коммуникационным переходом (водопровод, магистральные теплосети, кабели связи), двухпутный мост под литерой Б, на котором расположены пути, соединяющие Ранжирный и Новый парки, 1-й Американский мост под один второй главный путь для движения пассажирских поездов и 2-й Американский мост под два пути, соединяющих парки А-Н и Б-Н с грузовым двором и перронным парком.
Тогда никто не задумывался, что в ХХ—XXI веках по берегам канала будут ездить габаритные фуры, которые не пройдут в узкое пространство между поднявшимся уровнем асфальтового полотна и нижней частью переправы.
На помощь дальнобойщикам и питерским грузоперевозчикам пошли железнодорожники. Они пообещали провести работы по подъему четырех виадуков на 40 сантиметров. Также планируется расширить проезжую часть: на северной набережной вместо двух полос будет четыре, а на южной — шесть. ОЖД обещает, что на движение железнодорожных составов реконструкция не повлияет.
16 июня 2007 года закрылось движение автотранспорта по южной стороне набережной Обводного канала. В июле перекрыли движение и на северной стороне. В ближайших планах генерального подрядчика — ОАО «Росжелдорстрой» построить два временных моста — под литерами А и Б. После переключения на них движения начнется разборка существующей железнодорожной переправы.
К весне 2007 года уже проведены работы по выносу подземных инженерных коммуникаций. Для того чтобы построить мосты-дублеры, потребовался также снос нескольких промышленных зданий, в том числе фанерного завода «Фанпласт» (наб. Обводного кан., дом № 45). Возведение временных переправ будет проведено с целью не прекращать движение по Московской железнодорожной линии, так как по расположенным здесь путям идут все дальние поезда и электрички. Для переустройства вагонного депо, базы по обслуживанию пассажиров и других объектов из сносимых зданий выделено заброшенное двухэтажное здание с подвалом.
22 ноября 2007 года открылось движение поездов по двухпутному временному мосту под литерой А, который расположился практически в устье реки Волковки и на некоторое время стал самым западным. Именно ради него снесли корпуса «Фанпласта». Сегодня монтируются конструкции, напоминающие Большеохтинский мост, постоянного моста под литерой Б. Он расположен на 12 метров выше по течению от существующего моста под литерой Б. Для его строительства разобрали двухэтажное здание поста маршрутно-релейной централизации № 2 (МРЦ-2), откуда управляются стрелки и светофоры всей станции Санкт-Петербург-Главный. Чтобы его разобрать, был возведен модульный дом на месте так называемого царского сарая.
Первым 23 ноября 2007 года уйдет на ремонт мост под литерой А (самый западный). Далее будет сооружен новый мост под литерой Б. По окончанию строительства на него переводится движение с существующего моста под литерой Б, на который, в свою очередь, переключается движение мостов «американского» типа. На последующем этапе разбираются два «Американских моста» и на их месте строится новый двухпутный мост под литерой В, на который возвращается движение поездов с существующего моста под литерой Б. Затем на месте существующего моста под литерой Б строится однопутный мост под литерой Г. Для реконструкции моста под литерой Е ниже по течению сооружена временная технологическая эстакада, на которую будут перенесены сети водоснабжения, канализации и теплоснабжения, кабельные линии. Существующий мост демонтируется и по его оси сооружается новый мост — под один железнодорожный путь, автодорогу и коммуникационный переход. На построенный мост переключается движение автотранспорта, возвращаются инженерные коммуникации и соединительный путь. Временная технологическая эстакада разбирается. Все эти данные сообщает пресс-служба ОЖД.
Параллельно с реконструкцией мостов выполняется большой комплекс работ по путевому переустройству станции Санкт-Петербург-Главный, в том числе инженерных сетей, контактной сети, линий связи, электроснабжения и других обустройств Октябрьской железной дороги.
Дмитрий Ратников,
/ Схема расположения мостов (23-апр-06)
/ Николаевский железнодорожный мост, литера А, у Волковки (23-апр-06) / X1
/ Николаевский железнодорожный мост у Волковки, литера А, электричка (23-апр-06) / X2
/ Николаевский железнодорожный мост, литера Б, средний (23-апр-06) / X3
/ Николаевский железнодорожный мост, ограничение верхнего габарита (23-апр-06) / X4
/ Николаевский железнодорожный мост у Атаманской улицы («американского» типа) (23-апр-06) / X5
/ Николаевский железнодорожный мост у Атаманской улицы («американского» типа) (23-апр-06) / X6
/ Николаевский железнодорожный мост у Атаманской улицы, локомотив (23-апр-06) / X7
/ Николаевский железнодорожный мост у Атаманской улицы (23-апр-06) / X8
/ Николаевский железнодорожный мост у Атаманской улицы (23-апр-06) / X9
/ Строительство временного двухпутного моста литера А параллельно существующему (14-апр-07) / X10
/ Строительство временного двухпутного моста параллельно существующему (14-апр-07) / X11
/ Строительство временного двухпутного моста параллельно существующему (14-апр-07) / X12
/ Строительство временного двухпутного моста параллельно существующему (14-апр-07) / X13
/ Корпуса фанерного завода «Фанпласт» после сноса (14-апр-07) / X14
/ Корпуса фанерного завода «Фанпласт» после сноса (14-апр-07) / X15
/ Общий план Николаевского железнодорожного моста, литера А (14-апр-07) / X16
/ Николаевский железнодорожный мост, литера А (14-апр-07) / X17
/ Николаевский железнодорожный мост, литера А (14-апр-07) / X18
/ Николаевский железнодорожный мост, литера А (14-апр-07) / X19
/ Николаевский железнодорожный мост, литера А (14-апр-07) / X20
/ Набережная Обводного канала (14-апр-07) / X21
/ Набережная Обводного канала (14-апр-07) / X22
/ Николаевский железнодорожный мост, литера А (14-апр-07) / X23
/ «Американские мосты» (14-апр-07) / X24
/ Николаевский железнодорожный мост, литера Б (14-апр-07) / X25
/ Николаевский железнодорожный мост, литера Б (14-апр-07) / X26
/ Разбор путей на мосту под литерой А (20-ноя-07) / X29
/ Разбор путей на мосту под литерой А, отвинчивание болтов (20-ноя-07) / X30
/ Разбор путей на мосту под литерой А (20-ноя-07) / X31
/ Разбор путей на мосту под литерой А (20-ноя-07) / X37
/ Во время разбора первого пути движение по третьему пути не останавливали (20-ноя-07) / X33
/ Укладка пути к временному мосту под литерой А (20-ноя-07) / X34
/ Временный мост под литерой А (20-ноя-07) / X35
/ Временный мост под литерой А (20-ноя-07) / X36
/ Временный мост под литерой А (20-ноя-07) / X28
/ Новый мост под литерой Б (20-ноя-07) / X37
/ Новый мост под литерой Б (20-ноя-07) / X38
/ Временная коммуникационная эстакада у моста под литерой Е (20-ноя-07) / X39
/ Николаевский железнодорожный мост (20-ноя-07) / X41
Фото: Дмитрий Ратников,