Адрес: под р. Невой в створе Орловской ул. (в Центральном р-не) и Пискаревского пр. (в Калининском и Красногвардейском р-нах)
СПИГ-досье. ИсторияЕще в предыдущем генеральном плане развития Ленинграда было заложено строительство переправы через Неву между Большеохтинским и Литейным мостами. Таким образом, она соединила бы крупные магистрали: в центре города — Суворовский проспект, на правом берегу — Пискаревский проспект. Однако этот проект был надолго отложен.
Как о вполне осуществимом о нем вспомнили при нынешней градоначальнице. Строительство моста в этом месте было отметено почти сразу: целых две причины не давали этого сделать. Во-первых, новый мост нарушил бы просмотр ансамбля Смольного (хотя, конечно, это неосновная причина, ведь и в петровское время были против любого моста, и петербуржцы XVIII века передвигались через главную реку на лодках). Во-вторых, что не вызывает никаких споров, — заворот Невы. Сильное течение заставило бы часто проводить капитальный ремонт, да и кораблям в ночную навигацию было бы сложно проходить под разводным пролетом, из-за чего увеличилось бы число аварий.
Остановились на проекте тоннеля. Его предполагаемая длина составляет 1600 метров. При этом должны быть четыре полосы движения: по две в обе стороны. Стоимость проекта — 270 млн евро. Объект должен быть сдан к 2008 году. И уже практически сразу объявились сложности. Правительство Петербурга хотело соорудить подземный ход по такой схеме финансирования: по трети от инвестора, из федерального и городского бюджетов. Но заветный инвестор так и не нашелся. Дело в том, что частным компаниям интересен срок окупаемости 3—5 лет. В данном случае он превышает 10. Доходы должны будут собираться с автовладельцев: приблизительно по 10—15 руб. В итоге получилось, что новую стройку века придется проводить в основном за счет петербургского бюджета и части федерального.
Другой «подводный камень» — место выхода на правом берегу. Если на левом все более менее благополучно — нет сомнений о выходе на Орловской улице, то на противоположном с местом долгое время не могли определиться. Изначально горожанам предлагали Пискаревский проспект. Жители согласились. Ну а дальше совершенно непонятно почему аборигенов заставили нервничать: портал тоннеля обещали сделать на месте парка имени 50-летия Октября (ныне Полюстровского), а сам тоннель до участка, где собираются строить щитом, открытым способом провести по Апрельской улице.
Естественно, жильцы домов по этой магистрали были возмущены: тоннель под окнами в здравом уме одобрить нельзя. Тем более что петербуржцев лишают зелени. Валентина Матвиенко поспешила вмешаться, и теперь ее слова застряли в голове у красногвардейцев: «Мы услышали вас. Никакого строительства на Апрельской улице не будет». Чуть позже объяснили причину, по которой произошло отклонение от предыдущего проекта: вдоль четной стороны Пискаревского проспекта располагаются частные территории, которые придется выкупать, потому что должны быть построены соответствующие развязки.
И все-таки в январе 2007 года в эфире петербургского «Эха Москвы» председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов подтвердил: «Тоннель закончится в самом начале Пискаревского проспекта и будет иметь выход в промышленную зону вдоль Пискаревского проспекта». Вот только жителей побеспокоили.
Но не все так хорошо. Уже известно, что практически ничего не останется от сада «Нева». На его территории расположится участок строительства, а после — крупная развязка нескольких магистралей.
Главная магистраль Полюстрова и Пискаревки в перспективе должна стать скоростной. С этой целью ее лишат трамвайных путей, расширят на полосу вправо и влево, выкорчевав стоящие вдоль Пискаревского проспекта деревья. Будет также построено и несколько новых развязок: через проспекты Металлистов и Маршала Блюхера.
Дмитрий Ратников,
Материалы по теме:
/ Орловская улица (20-апр-06) / ORT1
/ Свердловская набережная в створе Пискаревского проспекта (26-ноя-06) / ORT2
/ Пискаревский проспект между Свердловской набережной и шоссе Революции (26-ноя-06) / ORT3
/ Пискаревский проспект между Свердловской набережной и шоссе Революции (26-ноя-06) / ORT4
/ Пискаревский проспект между шоссе Революции и Полюстровским проспектом (26-ноя-06) / ORT5
/ Сад «Нева» (2-июн-06) / ORT6
/ Сад «Нева» (2-июн-06) / ORT7
/ Сад «Нева» (2-июн-06) / ORT8
/ Сад «Нева», продолжение Апрельской улицы (26-ноя-06) / ORT9
/ Сад «Нева», дома на Апрельской улице (26-ноя-06) / ORT10
/ Апрельская улица из сада «Нева» (26-ноя-06) / ORT11
/ Апрельская улица (26-ноя-06) / ORT12
/ Апрельская улица (26-ноя-06) / ORT13
/ Апрельская улица (26-ноя-06) / ORT14
/ Апрельская улица, дом № 6, к. 1 (26-ноя-06) / ORT15
/ Апрельская улица (26-ноя-06) / ORT16
/ Полюстровский парк (быв. парк имени 50-летия Октября); место, где могла быть развязка (26-ноя-06) / ORT17
/ Полюстровский парк (быв. парк имени 50-летия Октября); место, где могла быть развязка (26-ноя-06) / ORT18
/ Полюстровский парк (быв. парк имени 50-летия Октября) (2-июн-06) / ORT19
/ Полюстровский парк (быв. парк имени 50-летия Октября), пруд (2-июн-06) / ORT20
/ Полюстровский парк (быв. парк имени 50-летия Октября) (2-июн-06) / ORT21
/ Полюстровский парк (быв. парк имени 50-летия Октября) (2-июн-06) / ORT22
Фото: Дмитрий Ратников,