Еще совсем недавно это трехэтажное здание стояло на Университетской набережной, вернее, на площади Трезини, и смотрело своим желтым фасадом на мост Лейтенанта Шмидта. Правда, все окна были давно заделаны металлическими листами, и видно было, что дом постройки первой половины XVIII века заброшен... Что ж, остается он заброшенным по сей день — незавидная судьба петербургского памятника архитектуры.
Как всегда, немного истории. Дом архитектора Доменико Трезини построен в 1721—1726 годах по проекту Д. Трезини (или С. ван Звитена) и М. Г. Земцова. Его возвели в стиле петровского барокко по указу Петра I. Первоначально он был двухэтажным на подвале, с мезонином. Вход имел крыльцо с двумя лестничными маршами. Это здание — один из трех вариантов, спроектированных Трезини и другими зодчими для застройки берегов Невы. Позднее был надстроен двумя этажами, однако основной его объем сохранился. В этой связи стоит отметить, что и набережные с того времени стали намного выше.
Так теперь выглядят фасады
дома Трезини
|
Теперь история современная. Несколько лет назад дом Трезини признали аварийным. После этого жильцов расселили, а в окна для вящей убедительности вставили металлические листы. Так и стоял он до прошлого года, пока фасады не одели в леса. Многие василеостровцы уже было подумали, что наконец-то добрались до 21-го дома по Университетской набережной. Правда, сразу же возникли опасения. Ведь сейчас с аварийными домами не церемонятся: могут и снести к чертовой бабушке. Такой сценарий не устраивал никого. Тем не менее на лесах не пытались устанавливать никакой информационный щит.
Заодно балкон лишился ограждений
|
Островитяне забеспокоились, а тут и строительные сооружения с фасада стали снимать. Присматривался народ: те же желтые стены, та же крыша, те же заделанные оконные проемы. Выходит, передумал инвестор реализовывать свой проект? Ан нет. Строители производили мероприятие для того, чтобы укрепить здание. С этой целью они местами содрали облицовку, местами — из дерева сделанные пилястры и проделали небольшие дырки. Сквозь них были протянуты металлические тросы — так появились у дома свои стяжки. Отметим, что такой прием используется в историческом центре довольно часто. Стяжками укрепили здание Варшавского вокзала для строительства развлекательно-торгового центра,
дом Мурузи, о чем СПИГ уже писала.
Неужели это все, что может сделать администрация города для столь старого здания? Похоже, что да. Хорошо хоть, что не снесли. А то, как всегда, известили бы горожан: сейчас все рухнет, бегите куда хотите, а мы пока произведем реконструкцию. С разборкой, разумеется. И все-таки интересно, что будет со зданием, когда придет состоятельный и серьезный застройщик и предложит сделать в стенах дома очередной бизнес-центр или гостиницу?
Дмитрий Ратников, фото автора
Смотрите также: