Перед Новым годом по сложившейся традиции метростроители подарили городу новую станцию метро. На этот раз «Парнас». Скажем сразу: ее сдали, чтобы отрапортовать о развитии подземной железной дороги в нашем городе, ведь этим метровокзалом в ближайшем времени будут пользоваться исключительно рабочие соседней промзоны и экскурсанты. Однако в будущем перед фасадом метро вырастет новый жилой микрорайон Северная Долина.
В России стало меньше бед!
По крайней мере, тут, у нас.
Спустя каких-то двадцать лет
Пришла подземка на Парнас.
...Пока меж Суздальским и КАД
Поля, заросшие весьма.
Но скоро выстроятся в ряд
Многоэтажные дома.
И новоселы обживут
Долины Северной район,
В садах тюльпаны расцветут,
Зазеленеют дуб и клен.
Post scriptum. Через пару лет
Откроют в Волкове вокзал.
А купчинцам пока — «привет!» —
Им город станции не дал...
Так, что-то на лирику потянуло...
Станция «Парнас» (на планах она до последнего времени значилась «Парнасской») стала уже 60-й действующей станцией в петербургском метро. Напомним: в 1966—1977 годах на современном Трамвайном проспекте существовала станция «Дачное». Потом ее закрыли — чтобы увеличить Кировско-Выборгскую линию на юг, к станциям «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». «Парнас» стал самым северным метровокзалом России, лишив этого статуса «Проспект Просвещения».
Новая станция расположилась на второй, Московско-Петроградской линии. Теперь линия 2 начинается и заканчивается на поверхности — в Купчине и на Парнасе. К 60-му метровокзалу подвели два автобусных маршрута; с этой целью продлили 3-й Верхний переулок.
Проект был разработан архитекторами В. Г. Хильченко и Н. В. Ромашкиным-Тимановым в 1986 году. Метро представляет собой две платформы, расположенные по сторонам от путей. На берегах Невы до этого были три подобные станции — «Купчино», «Рыбацкое» и «Девяткино». Как и они, «Парнас» выглядит не так парадно, как, например, недавно открытый «Комендантский проспект». Здесь все убранство вместе с красочными витражами на тему Древней Греции сосредоточено лишь при входе. Зато не пожадничали на мраморные стены, коих нельзя увидеть на «Коменданке».
Еще одна немаловажная деталь: уже во второй раз метрополитеновцы позаботились об инвалидах. С двух сторон от входа оборудованы пандусы, а на платформы можно подняться на лифтах. Но почему-то снова не стали делать желоб между рельсами, в который при падении с платформы можно было бы спрятаться от приближающегося поезда. Вместо него — бетонная плита. Эх, добрые подземщики у нас!
В 2008 году нам обещают, что откроется новая линия — Фрунзенско-Приморская. Вернее, она была открыта в 1991 году, когда вступила в строй «Садовая» — первая станция новой ветки. А на данный момент действует уже солидный участок пятой линии — от «Садовой» до «Комендантского проспекта». Через два года этот отрезок отделится от линии 4 и увеличится на две остановки — «Волковскую» и «Звенигородскую». Станция «Обводный канал» временно работать не будет: ее сдадут лишь в 2009 году. В свою очередь четвертая ветка окончится на станции «Спасская», которую тоже откроют в 2008-м.
Что ж, будем ждать. Планов у Петербургского метрополитена как всегда громадье, проблемы бывают лишь с финансированием.
Дмитрий Ратников, фото автора
/ Наземный вестибюль станции «Парнас» (23-дек-06) / PARNAS118
/ Наземный вестибюль станции «Парнас» (23-дек-06) / PARNAS131
/ Вход на станцию «Парнас» (23-дек-06) / PARNAS119
/ Вид на витраж «Похищение Европы» (23-дек-06) / PARNAS120
/ Лестница на платформу (23-дек-06) / PARNAS121
/ Витраж «Богиня Ника» (23-дек-06) / PARNAS122
/ Переход над путями (23-дек-06) / PARNAS123
/ Лифт для инвалидов (23-дек-06) / PARNAS124
/ Гранитный пол перрона. На заднем плане — переход над путями (23-дек-06) / PARNAS125
/ Скамья на перроне (23-дек-06) / PARNAS126
/ Прибывающий поезд (23-дек-06) / PARNAS127
/ Прибывающий поезд (23-дек-06) / PARNAS130
/ Рельсы, между которыми отсутсвует желоб для падения (23-дек-06) / PARNAS128
/ Электропоезд на станции «Парнас» (23-дек-06) / PARNAS129
/ Продленный 3-й Верхний переулок (23-дек-06) / PARNAS132
/ «Парнас» из дверей поезда (23-дек-06) / PARNAS133
Фото: Дмитрий Ратников,
| |