Санкт-Петербургская интернет-газета
www.spb-gazeta.narod.ru



Обмен баннерами, ссылками


На главную

Погода
    в основных городах Ленобласти

Статистика

Поиск

cделать стартовой -- добавить в избранное

Линия 2
Петербургский метрополитен
Станции и тоннели
Все права на данный текст защищены. Полное копирование запрещено. При частичной перепечатке гиперссылка обязятельна


СПИГ-досье. История

Первый участок Московско-Петроградской линии «Технологический институт-2» — «Парк Победы» открыт 29 апреля 1961 года. На это отрезке было 5 станций. Теперь их общее количество увеличилось до 18, а общая протяженность составила свыше 30 километров. Строительство заняло 45 лет.

9 октября 1965 года именно на этой ветке начаты испытания системы автоматического управления поездами, или ведение без помощи машиниста. Другой любопытный факт — здесь самый короткий интервал движения, равный примерно 90 секундам, поэтому нередко поезда останавливаются в тоннелях, чтобы пропустить впереди идущий состав.

Депо «Московское»

ТЧ-3 «Московское», расположенное южнее станции «Купчино», было открыто 12 декабря 1972 года. На парковых путях впервые на метрополитене введена блочная маршрутно-релейная централизация.

 

"Купчино"

Московский радиус метро начнем со станции «Купчино». Она была открыта 25 декабря 1972 года в Московском районе, на самой границе Ленинграда. Ее остекленный павильон построен по проекту архитекторов К. Н. Афонской, А. С. Гецкина и И. Е. Сергеевой на Витебском проспекте. Этот метровокзал — первая в Петербурге наземная станция из сохранившихся до сих пор.

Входов «Купчино» имеет несколько. С самым крупным городским микрорайоном метро связывают два подземных перехода. Из него лестничные пролеты ведут также на платформы железнодорожной станции Купчино. Есть выходы и в Московский район, на недавно построенную магистраль. До середины 1990-х сюда выходили лестницы подземных переходов, но их разобрали. В 2005 году северный переход восстановили и продлили в связи с подключением Витебского проспекта к КАД. Ну а 3 октября 2007 года на ремонт закрыт южный тоннель. Планируется его расширение в два раза; для этого параллельно пробьют новый 4-метровый ствол, который пройдут «методом продавливания с горизонтальным бурением». Аналогичная картина наблюдалась при строительстве «Рыбацкого» (линия 3).

Кстати, станцию «Купчино», как и «Девяткино», хотели сделать частью железнодорожной платформы. Пассажиры из вестибюля должны были попадать прямо на перрон железнодорожной платформы. На сегодняшний день планы не осуществились.

Селение Купчино — одно из допетровских. Эти земли в XV веке входили в состав Новгородского княжества. В начале XVI столетия территорию захватили шведы, переселив сюда финнов и ингерманландцев. В ходе Северной войны она вновь отошла к России, а возникшие в начале XVIII века на месте старых шведских поселений Антололла, Сутима и Куаралассия деревня Купсино и Волкова деревня были переданы Александро-Невскому монастырю. В 1714 году указом Петра I деревни были подарены его сыну, Алексею. Позднее, после смерти царевича, их опять причислили к монастырским владениям. Позже Купсино стало меняться на Купчино, а населяли его главным образом огородники и извозчики. В XX веке обширные территории между Николаевской (Московской) и Царскосельской (Витебской) железными дорогами стали постепенно застраиваться. Окончательно жилмассив сформировался к 1990-м годам.

 

Перегон «Купчино» — «Звездная»

«Сооружение нового участка [между «Купчином» и «Звездной»] проходило в сложных гидрогеологических условиях, — информировал «Вечерний Ленинград». — В твердых слоях кварцевского песчаника, пронизанного водоносными прослойками, исключалось применение механических щитов. Весь участок поэтому разрабатывался буровзрывным способом».

 

«Звездная»

Станция «Звездная» открыта 25 декабря 1972 года. Расположилась она в новом на тот момент районе на пересечении Звездной улицы (от нее метро получило имя) и улицы Ленсовета (от которой станция могла называться «Имени Ленсовета»). Вестибюль, спроектированный архитекторами А. С. Гецкиным, Н. И. Згодько и В. П. Шуваловой, остеклен. Оформление интерьера здания все же в лучшую сторону отличается от вида снаружи. В эскалаторном зале зодчие использовали для выделения карниза смальту янтарного цвета, красочно обрамляющую основание купольного свода.

Кассовый зал долгое время освещался за счет дневного света из остекленных стен. После постройки со стороны улицы Ленсовета торгового павильона, окончательно испортившего и без того не примечательное здание, окна были заделаны кладкой из мелких блоков. Теперь эти пристройки разобрали. У одной из стен, у касс, помещен барельеф, изображающий Ю. А. Гагарина — первого в мире космонавта (скульпторы И. Н. Костюхин, Э. Р. Озоль и В. С. Новиков).

Тему космоса продолжает перронный зал (Ю. В. Билинский, Г. А. Михайлов и Г. А. Шихалева), расположенный ниже вестибюля на 35 метров. Он построен по закрытому типу. Торцевая стена выделяется звездочками на черном фоне, представляющем бескрайние просторы вселенной. В честь космонавтов решено было назвать некоторые объекты юго-востока Московского района. Здесь есть проспект Юрия Гагарина, проспект Космонавтов, универмаг «Звездный», одноименные рынок и улица, бывший кинотеатр, а ныне центр развлечений «Планета», в 2002 году появилась улица Титова.

 

Перегон «Звездная» — «Московская»

В 1969 — 1972 годах, когда следующая станция «Московская» была конечной, за ней существовал съезд. При продлении линии было решено превратить съезд в тупик, сделав обходной перегонный тоннель. Но до сих пор, подъезжая от «Звездной» к «Московской», можно увидеть сначала влево ответвляющихся тоннель без рельсов, а потом вновь воссоединяющийся уже с путями.

 

«Московская»

Последней на сегодняшний день станцией метрополитена, построенной на Московском проспекте, является «Московская» (открыта 25 декабря 1969 года). Выход осуществляется через два кассовых зала с восемью в общей сложности лестничными спусками подземных переходов. Подземный зал расположен на расстоянии 35 метров от поверхности под Московской площадью Московского района, на Московском проспекте, что и послужило причиной названия. Кстати, у этого имени есть даже дата, когда было принято решение о его присвоении, — 28 октября 1968 года.

Оба кассовых зала вместе с подземными переходами спроектировали архитекторы Н. В. Каменский и С. Г. Майофис. «Московская-1» выходит из-под земли у пересечения Московского проспекта с северной частью улицы Типанова, «Московская-2» — на углу с Алтайской улицей. В последнем переходе перед дверями станции с обеих сторон имеются гермозатворы, которых нет в другом (архитекторы обоих вестибюлей, кассовых залов и подземных переходов А. С. Гецкин, В. П. Шувалова, К. Н. Афонская и И. Е. Сергеева). Стены перронного зала (архитекторы Н. В. Каменский и С. Г. Майофис) облицованы серым мрамором. Ниши с дверями самые глубокие среди всех подобных станций в Петербурге. Украшений, посвященных столице, нет. Перронный зал здесь самый длинный из «горизонтальных лифтов». Это объясняется тем, что выходы сделали на разные стороны площади.

 

Перегон «Московская» — «Парк Победы»

Когда «Парк Победы» был конечной станцией, за ней был перекрестный съезд. «Данный тип съезда нехарактерен для Петербурга, — пишет сайт «Размышления о питерском метро». — Он был единственным такого типа. Тоннели сходились в один, а затем снова расходились (>—<). После постройки станции «Московская» необходимость в нем отпала, и пути сняли. Теперь на перегоне можно увидеть встречный поезд». Автор «Ленинградской правды» В. Тарасенко информирует, что на этом перегоне в 1968 году «остановился механизированный щит. Его прочные победитовые резцы оказались бессильными перед крепостью песчаника, встретившегося на пути. Проходчики взялись за отбойные молотки. Но вручную много не наработаешь. И тогда, впервые при сооружении ленинградского метро, в тоннелях прогремели взрывы. Всего их были две с половиной тысячи, и ни один из них не причинил ущерба подземным сооружениям и зданиям на поверхности».

 

«Парк Победы»

«Парк Победы» открыли 29 апреля 1961 года. Он, как и 5 остальных станций первой очереди Московско-Петроградской линии, стал первой полностью «хрущевской» станцией. Здесь больше всего ощущается «борьба с излишествами». Для наземного вестибюля выработан специальный проект — круглый павильон с пристроенным остекленным киоском под одной крышей. Этот проект сделали архитекторы А. С. Гецкин и В. П. Шувалова. По всему периметру над окнами и дверями был собран длинный козырек, который защищает пассажиров от непогоды. Забегая вперед, можно сказать, что козырек на «Сенной площади» проектировали эти же зодчие. Наверно, поэтому здесь, а также на «Электросиле», «Фрунзенской» и «Горьковской» по основанию навесов пошли трещины. Видно, не все в проекте было гладко. Теперь же «Парк Победы» преобразили, соорудив большой торговый киоск.

Этот метровокзал построен на территории Московского парка Победы — любимого парка «москвичей» и многих других петербуржцев. Парк был заложен 7 октября 1945 года сразу после окончания войны на месте бывшего кирпичного завода, ставшего в годы Великой Отечественной крематорием. Архитекторы Е. И. Катонин и В. Д. Кирхоглани соединили в нем два стиля — пейзажный и регулярный. Их разделяет Аллея Героев, прошедшая от современной площади Чернышевского и гостиницы «Россия» к Петербургскому СКК. При разбивке городского оазиса этих объектов не было. Дополняет композицию парка множество небольших прудов замысловатой формы, объединенных каналами.

В парке множество различных построек, в том числе и приземистый павильон метро, откуда вниз спускаются эскалаторы. Светильники на нем были заменены с «факелов» на «световые столбики» после концерта группы «Алиса». Такую информацию приводит сайт «Размышления о питерском метро». Подземный зал станции «Парк Победы» впервые в мире построен по типу «горизонтальный лифт». Его разработкой занимался А. К. Андреев. Двери могут открываться автоматически, с пульта управления машиниста и ключом из зала. Если человек застревает между дверями, срабатывают инфракрасные датчики, которые не дают поезду сдвинуться с места. Нововведение с «горизонтальным лифтом» не прижилось на невских берегах; больше нигде подобных станций не строили. Так, мало места для творчества представляется архитектору. Также они требуют высоких материальных затрат на техническое обслуживание автоматических дверей, не обеспечивают большой пропускной способности (так как используется только один зал) и замедляют среднюю скорость движения составов по линии. Здесь кое-как украшена лишь торцевая стена: на декоративной решетке надписи сообщают о том, что это станция «Парк Победы», открытая в «1961» году.

Подземный зал имеет особенность — в его центре за газетным киоском расположена лестница вниз, но не на переход, а в подплатформенный коллектор. Открытие сопровождалось и еще двумя значимыми событиями — «интересной новинкой для ленинградцев будут скоростные эскалаторы на новых станциях [открытых в 1961 году]», — писала «Смена». Она также сообщила, что на «Парке» появились первые турникеты-автоматы.

 

"Электросила"

Станция "Электросила" приняла первых пассажиров 29 апреля 1961 года. Ее типовой павильон (см. "Парк Победы") появился на Московском проспекте, у главного корпуса завода "Электросила" (отсюда название). Предприятие ведет свою историю от созданной в 1853 году на 1-й линии Васильевского острова электротехнической фабрики, отделения берлинского завода "Сименс-Гальске". Однако датой основания считается 1898 год, когда фабрика вошла в состав акционерного общества русских электротехнических заводов "Сименс и Гальске". За Московскую заставу завод перешел только в 1911 году и разместился по обеим сторонам Московского проспекта. В советское время здесь производились генераторы, в том числе и оборудование для Волховской, Днепровской и Рыбинской ГЭС.

Тема плана Государственной электрификации России (ГОЭЛРО) распространена в перронном зале метровокзала. Архитекторы Г. М. Вланин, С. И. Евдокимов и Н. В. Устинович украсили торец панно "Электрификация СССР" (художник Г. А. Шилло). На юго-западе схематического изображения СССР, территорию которого составили из кусочков керамики, набраны слова В. И. Ленина, подписанные просто — "Ленин": "Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны". Сам зал можно смело ставить в один ряд с "Пушкинской". Здесь удачно использованы материалы, четко прорисованы прямоугольные проемы между центральным залом и перронами. В композицию введены металлические детали и необычные светильники в виде блоков, состоящих из световых "квадратов". Средний зал — один из самых коротких в нашей подземке. Вероятно, поэтому и удалось архитекторам создать такой запоминающийся образ.

 

"Московские ворота"

Метро "Московские ворота", открытое 29 апреля 1961 года, стало серединой первой очереди Московско-Петроградской линии. Станцию встроили в здание на площади Московские Ворота, имеющее адрес: Московский проспект, дом № 103. В округе жилые дома можно пересчитать по пальцам; станцией в основе своей пользуются служащие соседних предприятий. Поэтому и пассажиропоток в сутки составляет всего 79,9 тысяч человек (по данным metro.spb.ru).

Здание у Ташкентской улицы проектировали архитекторы А. К. Андреев, А. М. Соколов и В. В. Кудрявцев. При входе в вестибюль обращает на себя внимание необычный козырек, установленный на две круглые колонны и устремленный вверх. Перронный зал (архитекторы В. А. Петров, К. М. Митрофанов и А. И. Горицкий) предстает перед взором пассажиров красным. Цвет связан с облицовкой мрамором. Пилоны, расширяющиеся кверху только со стороны среднего зала, украшены вертикальными металлическими ребрами. У белой торцевой стены установлена копия одного из украшений Московских ворот, "спрятавшая" за собой дверь в служебное помещение.

Ворота, которые дали имя станции, были сооружены в 1834 — 1838 годах архитектором В. П. Стасовым и скульптором Б. И. Орловским в память о победе в русско-турецкой войне 1828 — 1829 годов и подавлении польского восстания. Но нынешний 12-колонный портик является уже новоделом. В 1936 году Московские ворота были разобраны. В то время в Ленинграде началась реализация идеи переноса центра города на юг с главной площадью у Дома Советов. Московскими воротами в рамках этого проекта собирались украсить планируемый парк. Осуществлению этого замысла, как и остальных, связанных с новым центром Ленинграда, помешала война. В 1959 — 1961 годах ворота были восстановлены (архитекторы Е. Н. Петрова и И. Г. Капцюг).

 

"Фрунзенская"

На страницах "Ленинградской панорамы" было высказано мнение о том, что если бы станцию "Фрунзенская" открыли не на левом, а на правом берегу Обводного канала, в здании универмага "Фрунзенский", пассажиров здесь было бы намного больше, нежели сейчас. Число людей, пользующихся этой станцией, в день составляет 39,8 тысяч (по данным metro.spb.ru). Наземный вестибюль построен по типовому проекту (см. "Парк Победы") и расположен в промзоне на Московском проспекте, между домами №№ 65 и 73. Станцию открыли 29 апреля 1961 года.

Средний подземный зал сравнительно небольшой, поэтому хорошо виден барельеф на южной торцовой стене. Он выполнен из алюминия и красной смальты и изображает М. В. Фрунзе на коне, в окружении красноармейцев и на фоне боевых знамен (скульптор В. И. Сычев). На проекте архитектора Б. Н. Журавлева было другое украшение торца — на красном фоне голова Ленина с текстом: "Все силы на выполнение семилетки!". Сам перронный зал прост: пилоны облицованы белым мрамором и расширяются вверх, путевые стены покрыты кафельной плиткой. Для освещения используются необычные светильники. Как и на "Московских воротах", спаренные люминесцентные лампы тянуться длинной узкой полосой, соединяя два торца залов.

Название было дано не "по", а "в честь", чтобы увековечить память убитого военачальника. Его именем в этот период также назвали район, универмаг, улицу. А хотели назвать метро "Обводным каналом"...

 

Перегон "Фрунзенская" — "Технологический институт"

Если ехать от "Технологического института-2" к "Фрунзенской", сначала влево будет отходить тоннель со снятыми путями к Кировско-Выборгской линии (о котором рассказывается в материале о линии 1), а затем влево пойдет служебная соединительная ветка на ту же линию.

 

"Технологический институт-2"

Первым пересадочным узлом, как уже говорилось выше, стал "Технологический институт" (переход на линию 1). Но существование нового перронного зала, имеющего также наименование "Технологический институт-2", началось 11 апреля 1961 года. В этот день "пассажиров ленинградского метро... утром ожидал сюрприз: по одному из путей — левому от эскалаторов — поезда не ходили, — пишет "Смена". — Многочисленные указатели извещали о том, что для проезда в сторону Финляндского вокзала нужно перейти на соседнюю станцию второй очереди". Ну а 29 апреля 1961 года на обе платформы "Техноложки" стали прибывать поезда Московско-Петроградской линии.

Платформу "Технологического института-2" соорудили параллельно с перроном первой очереди станции для превращения обоих в кросс-платформенные. Лестничный переход, "нависший" над путями колонного зала, вышел из торца среднего тоннеля пилонной станции. Причем торцевая лестница расположилась практически в центре зала, в связи с чем были сооружены два небольших тоннеля под переходом, соединяющих перроны. Они облицованы кафельной плиткой, что придает ощущение нахождения в клозете.

Проект архитекторов А. И. Прибульского, А. Я. Мачерет и В. В. Ганкевича прост, но необычен. На внутренних сторонах пилонов они поместили надписи, напоминающие о достижениях советской науки. Хроника начинается с далекого 1920 года и заканчивается уже 1979 годом. Да-да, вы можете удивиться, но именно в 79-м при реконструкции в этом зале в последний раз укрепили металлические буквы. Далее опыт по прославлению главных достижений страны применяться не стал. 18 июля 1980 году у этого подземного зала появился свой выход. В этот день по проекту архитекторов А. С. Гецкина, А. В. Квятковского и И. Е. Сергеевой в том же здании на Технологической площади появился второй вестибюль и ведущий к нему наклонный эскалаторный ход.

 

Перегон "Технологический институт" — "Сенная площадь"

В тоннеле от "Технологического института" к "Сенной площади" слева имеется ветка для соединения с линией 1. После — разобранный оборотный тоннель, использовавшийся в 1961 — 1963 годах, когда "Техноложка" была конечной первой очереди. В обратном направлении существует законсервированная ветвь к Кировско-Выборгской линии.

 

"Сенная площадь"

"Сенная площадь"... Это название на слуху у большинства петербуржцев, следящих за событиями в жизни города. 10 июня 1999 года в 19.40 на станции произошла трагедия. Бетонная пятиметровая плита, защищавшая от непогоды и находившаяся над входом, рухнула на проходивших в вестибюль пассажиров. Она буквально "вдавила" их в остекление фасадной части здания. Семь человек погибли.

Проект павильона метро, в котором, как выяснилось в ходе судебной экспертизы, были допущены грубые ошибки, разработан архитекторами А. С. Гецкиным и В. П. Шуваловой. А между тем предполагалось, что "он [вестибюль] будет встроен в большое здание, которое поднимется на площади", — сообщала "Смена". Естественно, на месте взорванной церкви и разрушенного уже после постройки вестибюля метро жилого здания на углу площади Мира и улицы Ефимова.

Церковь была заложена 20 июля 1753 года во имя Успения Божией Матери и строилась на средства купца С. Я. Яковлева. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. Архитектором шедевра мог стать один из известных зодчих, возможно Ф. Б. Растрелли. Здание претерпело множество переделок и довершений, в результате чего, как пишет А. П. Павлов, утратило стилистическое единство. Успенская церковь, более известная под именем Спаса на Сенной, в 1920-е годы была разграблена и в 1961 году взорвана. Кстати, говорят, что храмовые руины использовали при засыпке котлована станции "Горьковская".

Станцию метро "Площадь Мира", переименованная 1 июля 1992 года вслед за площадью в "Сенную площадь", была открыта 1 июля 1963 года рядом с фундаментом храма; на него заходит лишь левый край ступеней. Отсюда и поползли слухи о каре господней. Подземный зал, средняя часть которого была намного короче, чем сейчас, архитекторы А. И. Прибульский, А. Я. Мачерет и В. В. Ганкевич выполнили в пилонном типе. Стены были облицованы кафельной плиткой "ириска". Торец украшала надпись "СССР оплот мира".

Такой "Площадь Мира" оставалась до конца 1980-х годов, когда здесь начался ремонт. В ходе проведения рестайлинга в два раза увеличился перронный зал, стены обрели мраморную отделку, а в 1991 года из центральной части пошел переход на станцию "Садовая" Правобережной линии (авторы проекта реконструкции и создания пересадочного узла архитекторы А. И. Прибульский и Г. П. Кашихин). В перспективе из южного торца пойдет второй переход — на "Спасскую". С этого момента пересадочный узел, находящийся под Сенной площадью, станет самым крупным в Петербургском метрополитене: пешеходные тоннели соединят три станции. А пока в том конце перрона за оградой возведена стена, аккуратно уложенная светлым мрамором. Также там располагаются служебные помещения.

И напоследок о названии. Сенной площадь стала именоваться по Сенному рынку, возникшему в 1737 году и продававшему сено. В декабре 1952 года название советизировали, и она в знак борьбы народа СССР за всеобщее и полное разоружение, "за мир во всем мире" получило новое имя — площадь Мира, просуществовавший до октября 1991 года.

 

"Невский проспект"

Первой станцией, не имеющей наземного вестибюля, стал "Невский проспект". Котлован для кассового зала вырыли под пересечением Невского проспекта, Михайловской и Думской улиц (архитекторы проекта А. К. Андреев, А. С. Гецкин и В. П. Шувалова). Для строительства потребовалось также снести исторические здания — портик (архитектор Л. Руска) и Перинные ряды (архитектор Дж. Кваренги). Метровокзал открыли 1 июля 1963 года, и только потом начали воссоздавать разрушенные объекты (в 1972 году — портик с несколько измененными пропорциями, а в 2004 году — торговый центр, которые совершенно непохож на предыдущие торговые ряды).

Из старейшего в городе подземного перехода, названного в народе "теплой трубой", вниз спускается первый наклонный тоннель, свод которого отделан пластиком. Ремонт хода был проведен в связи с постоянными протечками. Перронный зал спроектировал архитектор С. Г. Майофис. Форма пилонов в композиции с оформлением среднего зала напоминает очертания тоннеля. Своды и пилоны, нижние части которых обработаны горизонтальными ребрами из полированного алюминия, оштукатурены. Стены покрыты новым на тот момент отделочным материалом — красной стеклянной плиткой. Здесь впервые применен опыт по созданию "оранжевого" освещения, из-за чего в зале чувствуется совсем другая атмосфера.

Станция "Невский проспект" имеет два выхода. В 1971 году был открыт вестибюль в первом этаже практически заново отстроенного дома Энгельгардта, что на углу набережной канала Грибоедова и Невского проспекта. "Невский проспект-2" в народе называют "Каналом Грибоедова". Сюда ведет двойной эскалаторный ход из северного торца: малые эскалаторы ведут на перрон станции "Гостиный двор", а основные — уже наверх. На метровокзал Невско-Василеостровской линии есть и второй переход. Он отходит от центральной части платформы "Невского проспекта", где свод намного выше, а в торце помещен текст указа Президиума Верховного Совета СССР "О награждении Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина орденом Ленина" (отсюда и пошло перенасыщенное идеологией название нашего метро, которое сменилось лишь в июле 1992 года).

Через некоторое время после открытия новых станций газета "Смена" опубликовала следующие строки, касающиеся этого зала: "Оказывается, здесь строители предусмотрительно подготовили место для будущего перехода на строящуюся Невско-Василеостровскую линию". Тоннель ведет к центру "Гостинки". Первоначально станцию планировали построить где-то в районе площади Плеханова (ныне Казанской). Поэтому она имела проектные названия "Площадь Плеханова" и "Желябова" (именно так).

 

Перегон "Невский проспект" — "Горьковская"

При прокладке тоннеля между станциями "Невский проспект" и "Горьковская" под Невой проходчики обнаружили в районе Марсова поля ранее не выявленную впадину в дне. Пришлось заглублять тоннель с максимально допустимым уклоном. Хотя, проезжая этот участок, пассажиры ничего особенного не ощущают, на этом отрезке все же первый вагон оказывается на шесть метров ниже последнего. Ближе к станции "Невский проспект" расположена служебная соединительная ветвь к станции "Садовая".

 

"Горьковская"

Одной из первых на Петроградской стороне была открыта станция "Горьковская". Ее наземный вестибюль, построенный по типовому проекту архитекторов А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой, был открыт 1 июля 1963 года в парке имени В. И. Ленина (ныне Александровском). Но назван был метровокзал по проспекту Максима Горького, дугой огибающему парк. На нем, когда он еще именовался Кронверкским, в доме № 23 жил писатель. Сейчас, когда магистрали вернули прежнее имя, название стало мемориальным. Странно, почему кампания, прошедшая 1 июля 1992 года, не затронула эту станцию и не переименовала ее, допустим, в "Кронверкскую" или в "Александровский парк". Хорошие были бы названия.

Подземный зал считается самым коротким в питерской подземке. Его спроектировали архитекторы С. И. Евдокимов, Н. И. Башнин, А. П. Изоитко, С. Л. Михайлов и Е. И. Травников. Стены красиво отделаны сааремским известняком с включением грубо обработанных блоков, в торце из камня той же породы скульпторы М. Р. Габе, А. М. Торич и П. А. Якимович создали рельефный портрет автора "Старухи Изергиль". Отделку дополняют изображения буревестника, выполненные из темных металлических полос на дверях кабельных шкафов в путевых тоннелях. На сегодняшний день три станции Московско-Петроградской ветки — "Сенная площадь", "Невский проспект" и "Горьковская" — последние, построенные по пилонному типу.

 

"Петроградская"

Ну и еще одна станция, открытая все в тот же день — 1 июля 1963 года. "Петроградская" расположилась на Каменноостровском проспекте, у площади Льва Толстого. Ее вестибюль (архитекторы А. К. Андреев и Я. Е. Москаленко) встроен в Дом мод. Из него вниз спускается лестница в подземный переход, как на "Выборгской". Он соединяет обе стороны Каменноостровского проспекта.

Вестибюль имеет Г-образную форму. Над эскалаторным ходом до 31 декабря 1993 года был подсвеченный витраж на тему комсомола. В этот день в 19.38 прогремел взрыв у дома № 37 по Каменноостровскому. "Здесь находится популярный в городе обувной магазин итальянской фирмы "Марко-Пицце". Вместе с магазином нанесен ущерб наземному вестибюлю станции метро "Петроградская", где взрывной волной выбило витраж. Пострадавших нет", — дает справку журналист Ю. Смирнов. Сейчас этот участок забит фанерой.

Подземный зал по чертежам архитекторов В. Ф. Белова, А. В. Говорковского, В. Л. Ривина, Н. Н. Трегубов и Л. И. Шимаковского сооружен по типу "горизонтальный лифт". Стены зала имеют необычную, гофрированную поверхность, создаваемую облицовкой из керамики. В торце на синей металлической решетке выделяется золотистый контур декоративного панно с профилями юноши и девушки, исполненного художником Г. Н. Васильевым. "Петроградская" получила имя по стороне города, на которой находится.

 

Перегон "Петроградская" — "Черная речка"

Тоннель между "Петроградской" и "Черной речкой" обходит тупик для ночного отстоя поездов, на стрелке путей которого происходит резкий "скачок" поезда вбок.

 

"Черная речка"

Метро "Черная речка" открыто 6 ноября 1982 года. Его остекленный павильон (архитекторы В. Г. Хильченко, Н. А. Виноградова и И. Е. Сергеева) располагается на улице Академика Крылова, в небольшом саду. Эта часть города называется Новой Деревней (такое название и хотели дать метро). Оформление перронного зала станции связано с местностью у Черной речки, известной по дуэли А. С. Пушкина.

Драка на пистолетах с Ж. Дантесом состоялась на пересечении нынешнего Коломяжского проспекта с Сестрорецкой железнодорожной линией 27 января 1837 года. В 1937 году, через 100 лет после исторического события, здесь установили обелиск с бронзовым барельефом поэта (скульптор М. Г. Манизер) и разбили сад. А через 145 лет скульптура Пушкина (скульптор М. К. Аникушин) появилась в подземном зале станции метро "Черная речка". Она была установлена у торцевой стены односводчатого зала, спроектированного архитекторами Г. Н. Булдаковым, В. Н. Щербиным и А. П. Волковой.

Станция была названа так по Черной речке, протекающей с территории бывшего Комендантского аэродрома и впадающей в Большую Невку. По ней когда-то именовалась Чернореченская улица, название которой ныне упразднено.

 

Перегон "Черная речка" — "Пионерская"

Тоннель за "Черной речкой" имеет уклон, примерно равный оному на перегоне "Невский проспект" — "Горьковская". Здесь он объясняется подземной рекой, из-за которой произошел размыв на Кировско-Выборгской линии.

 

"Пионерская"

Можете вспомнить, под каким именем еще совсем недавно на схемах развития метро значилась станция "Комендантский проспект"? — "Богатырский проспект". Именно так хотели назвать и современную "Пионерскую", расположившуюся на проектировавшейся "площади Авиаторов". Она была открыта 6 ноября 1982 года, к 60-летию Всероссийской пионерской организации имени В. И. Ленина. 3 декабря 1922 года в клубе старой и молодой гвардии (Театральная площадь, дом № 14) созданы четыре первых в Петрограде пионерских отряда из Российского отряда юных разведчиков. В архитектуре наземного вестибюля с гофрированной крышей и нависающим козырьком (архитекторы В. Н. Щербин и Ю. М. Песоцкий) ничего "пионерского" не просматривается, как впрочем и в перронном зале. Контрастное отношение белоснежного свода и пола из темного полированного гранита выполнили архитекторы А. С. Гецкин и В. Г. Чехман. На торцевой стене изображена декоративная композиция с подсветкой, напоминающая солнце. Еще одно проектное название — "Проспект Испытателей".

 

"Удельная"

"Удельная" была также открыта 6 ноября 1982 года. Ее павильон (архитектор В. Н. Выдрин) расположился у станции Выборгской железнодорожной линии Удельная, которая была названа по историческому району. Здесь, в квартале между Енотаевской и Елецкой улицами, был когда-то сквер, который впоследствии уничтожен. А Удельной район стал называться после строительства здесь Удельной показательной молочной фермы, а та в свою очередь от Департамента уделов, в ведении которого находилась. Современную планировку территория получила во второй половине 1940-х годов на основе прежней. Со станции Удельная в Финляндию нелегально уезжал В. И. Ленин. Этому историческому событию посвящены строки на торцевой стене подземного односводчатого зала (архитекторы А. С. Гецкин, В. Г. Хильченко и В. Н. Выдрин): "В начале августа 1917 года В. И. Ленин, скрываясь от преследования Временного буржуазного правительства, нелегально уехал на паровозе № 293 с железнодорожной станции Удельная в Финляндию. В начале октября 1917 года возвратился в Петроград для руководства подготовкой вооруженного восстания".

 

Перегон "Удельная" — "Озерки"

На этом перегоне расположен единственный пункт технического обслуживания на второй линии.

 

"Озерки"

Станция "Озерки" была открыта 19 августа 1988 года на пересечении главных магистралей Выборгского района — проспекта Энгельса и Выборгского шоссе. Они, вместе с проспектами Тореза и Северным, образуют обширную площадь. Наземный вестибюль был разработан архитекторами Г. Н. Булдаковым, В. Ф. Дроздовым, В. Н. Ловкачевым, В. В. Поповым, В. М. Ривлиным и С. Е. Кисловой. Он представляет собой прямоугольное здание с порталом, уходящим внутрь вестибюля. Метровокзал остеклен со всех сторон. Название произошло от Озерков, территория которых располагается вокруг Среднего и Верхнего Суздальских озер (отсюда имя района). Павильон же был сооружен в Шувалове-Озерках; такое условное название дано территории массового жилищного строительства. Перронный зал односводчатый. Архитекторы Г. Н. Булдаков, В. Ф. Дроздов, В. В. Попов и Л. М. Четыркин оформили его гранитом и мраморным диабазом теплого оранжевого тона. Мозаичные картины на торцевой стене и полу, выполненные художниками И. Г. Ураловым, С. Н. Репиным, Н. П. Фоминым и В. В. Суховым, переносят в те тихие уголки природы, которыми богаты Озерки. Необычно выглядят светильники: они выполнены в виде молекулярных соединений. Путевые стены облицованы травертином.

 

"Проспект Просвещения"

До недавних пор Московско-Петроградскую ветку замыкала станция метро "Проспект Просвещения", или "Просвет", как чаще можно услышать из уст горожан. Павильон, построенный по проекту архитекторов Ю. В. Еечко и Н. В. Ромашкина-Тиманова на пересечении проспектов Энгельса и Просвещения, является практически квадратным отдельно стоящим зданием. Однако это только часть грандиозных планов. Здесь хотели построить огромный производственно-бытовой комплекс, где станция метро была лишь небольшой частью.

"Стилистика комплекса, который будет, к сожалению, возводиться в две очереди, выдержана в ленинградских традициях, — описывает проект В. Н. Береславский в журнале "Ленинградская панорама". — Сочетание ниш, торшеров со светильниками, витражей, колонн, горизонтального фриза, опоясывающего сооружение, — все это создает впечатление цельности, ансамблевости. К тому же и отделка однотипна — белый известняк стен, гранит цоколей, витражи из золотистого цвета анодированного алюминия". Главная часть комплекса находилась бы на месте современного ТРК "Норд". После того как 19 августа 1988 года открыли метровокзал, о проекте бытового центра забыли.

Подземный колонный зал (архитекторы В. Г. Хильченко, В. Г. Чехман и Ю. В. Еечко) сооружен из сборного железобетона и оформлен природным камнем темно-красных тонов и светлым мрамором. В средней галерее станции свод составлен из расположенных одна под другой арок и образующих пространство. Торец украшает светильник, установленный на высокий столб в нише. Соединяют платформу с выходом на поверхность переход с лестничным заходом из-под колоннады, а затем четыре эскалатора. "Удельная" и "Проспект Просвещения" — это единственные станции на линии 2 с таким их количеством.

 

Перегон "Проспект Просвещения" — "Парнас"

За "Просветом" имеется перекрестный съезд и два тупика за внешней стороной тоннелей, идущих в электродепо "Выборгское".

 

"Парнас"

На перегоне, ведущем в метродепо "Выборгское", 22 декабря 2006 года открылась наземная станция "Парнас" (ее планировали назвать "Парнасской"). "Парнас" (архитекторы Ю. В. Еечко и Н. В. Ромашкин-Тиманов) и депо были запланированы еще в 1984 году для обслуживания планируемого района новостроек в Шувалове-Озерках. Сейчас, когда по Генплану за Окружной железнодорожной линией появится микрорайон Северная долина, этим метровокзалом заинтересовались вновь. Он стал самым северным в нашей стране, лишив этого статуса "Проспект Просвещения". Станция "Парнас" расположилась на продленном участке 3-го Верхнего переулка. Она представляет собой две платформы, расположенные по сторонам от путей. На берегах Невы до этого были три подобные станции — "Купчино", "Рыбацкое" и "Девяткино". Как и они, "Парнас" выглядит не так парадно, как, например, перед ним открытый "Комендантский проспект". Все убранство вместе с красочными витражами на тему Древней Греции сосредоточено лишь при входе. Зато здесь можно увидеть мраморные стены, а не пластиковые.

 

Депо "Выборгское"

ТЧ-6 "Выборгское" — самая молодая в городе на Неве; она введена в строй в январе 2001 года. Депо пользуется не имеющая своей Тяговой части Правобережная ветка.

 




Дмитрий Ратников 2006 — 2007 -- При перепечатке материалов и фото активная ссылка на www.spb-gazeta.narod.ru обязательна

Издается с января 2006 года

spb-gazeta@mail.ru
Hosted by uCoz