|
|
cделать стартовой -- добавить в избранное |
Линия 4
Петербургский метрополитен
Станции и тоннели
Все права на данный текст защищены. Полное копирование запрещено. При частичной перепечатке гиперссылка обязятельна
СПИГ-досье. ИсторияСейчас, судя по официальной схеме линий, развешенной во всех вагонах, в Петербурге четыре линии. Но на самом деле их уже пять. Последняя ветка имеет не только общее название — Правобережная, но и два пока не вошедших в обиход — Заневско-Лахтинская ("Улица Дыбенко" — "Садовая") и Фрунзенско-Приморская ("Садовая" — "Комендантский проспект"). В 1980-х годах посчитали целесообразнее соединить развивающийся Приморский район.
В 2008 году, когда откроется Фрунзенский радиус, Правобережная будет разделена: "Комендантский проспект" — "Садовая" — "Волковская" и "Улица Дыбенко" — "Спасская". В 2008 году введут в строй три станции: "Спасская" (на линии 4), "Звенигородская" и "Волковская" (обе — на линии 5). "Звенигородская" станет станцией пересадок с "Пушкинской" и на первых порах (до середины 2009 года) не будет иметь собственного наземного вестибюля. Позже он расположится между домами №№ 1 и 3 по Звенигородской улице. "Волковская" расположится в Волкове на пересечении Бухарестской и Касимовской улиц.
Линия 4, открывшаяся 30 декабря 1985 года, никогда не была исключительно на правом берегу Невы. Вплоть до конца 1991 года на левой стороне главной петербургской реки оставалась "Площадь Александра Невского-2". Все 13 "правобережных" станций создавались за 20-летний период.
|
Перегон "Улица Дыбенко" — "Народная"
|
Перед "Улицей Дыбенко"
сооружены три тупика и перекрестный съезд. Два боковых из них должны в перспективе
удлиниться и пройти до станции "Народная", а затем — в ТЧ-7 "Правобережное".
Между тем северный тоннель уже проходит несколько дальше тупиков, но остается
без рельсов. По планам, расстояние между "Дыбенко" и "Народной" — 1,96
километра. Будущий метровокзал расположится в Ленинградской области,
юго-восточнее путепровода "Нева". За ним последует наземное метродепо.
Первоначально хотели сделать станцию на пересечении Народной улицы (отсюда
название) и проспекта Большевиков.
|
|
Представляете, если б станция
"Улица Дыбенко" называлась "Красных комиссаров"? Именно такое было ее
проектное название. Из-за трудности в произношении и просто странности такого
имени было предложено наречь станцию "Веселым поселком", так как она расположена
в районе этой бывшей немецкой колонии. Но на тот момент город был еще не
готов принять данное решение. Последующее посвящение П. Е. Дыбенко явилось
"пожеланием ленинградцев", как объяснили в "Ленинградской панораме". Оно при
реализации должно было сделать идейно-художественный образ подземного
пространства более точным.
И тем не менее решение о переименовании еще не
достроенной станции было принято уже поздно, вот и оставили комплексное
решение архитекторов М. П. Антонова, Г. А. Васильева и О. Г. Кравцова без
переделок. Их оформление строго и торжественно. По мнению публициста В. Н.
Береславского, двухрядная колоннада, "изящно отделанная темно-серым гранитом,
в перспективе словно создает образ сомкнутых рядов борцов за революцию
[станция была открыта к 70-летию "Великого Октября" 1 октября 1987 года],
несокрушимых, верящих в победу общего дела". Зал украшают мозаичные
композиции. Торец выделен дверью линейного пункта и скульптурой женщины,
олицетворяющей молодую Советскую республику.
При строительстве наклонного
хода "пришлось прибегнуть к услугам взрывников: на пути проходчиков встала
скала, — рассказывает публицист В. Орлов. — А при сооружении среднего зала
станции на 163-м кольце произошел вывал породы". Наземный павильон
(архитекторы К. Г. Леонтьева, В. Г. Хильченко) остекленным порталом обращен к
перекрестку проспекта Большевиков и улицы Дыбенко (отсюда название) и
располагается на территории парка имени Есенина. Продолжая цитировать В. Н.
Береславского, хотелось бы учесть и такую его мысль: "Здесь авторы отказались
от традиционного подхода учитывать роль окружения. Они [архитекторы] не
вписали, а противопоставили объект среде. И там, где ожидалось увидеть
изысканной архитектуры павильон, появилось здание помпезное, прямоугольное в
плане, с высоченным гранитным порталом".
|
Перегон "Улица Дыбенко" — "Проспект Большевиков"
|
Станция "Проспект Большевиков"
два года была конечной первой очереди Правобережной линии. Это произошло
потому, что к вводу четвертой ветки в эксплуатацию не успели построить "Улицу
Дыбенко". В настоящее время оборотный тоннель разобран.
|
|
Далее проспект Большевиков идет
до безымянной площади у Ледового дворца, на которой за бесконечными торговыми
киосками спряталась станция метро "Проспект Большевиков". Ее павильон
(архитекторы К. Г. Леонтьева и В. Г. Хильченко) круглый, с портиком,
обращенным в сторону улицы Коллонтай (станцию и хотели назвать "Улицей
Коллонтай", но по улицам тогда метро не именовали; "Улица Дыбенко" — первое и
последнее такое название). Эскалаторы спускаются в односводчатый перронный
зал (архитекторы Ю. В. Еечко и Р. Ш. Розенталь) с необычным перекрытием. Для
того чтобы как-то разнообразить его, были сделаны симметричные выступы с
обеих сторон, что зрительно дало увеличение пространства. В торце подвешен
внушительных размеров символ пролетариата — "Серп и молот". Открытая 30
декабря 1985 года, станция "Проспект Большевиков" два года являлась конечной
на первом участке Правобережной линии.
|
|
30 декабря 1985 года на правом,
противоположном от предыдущей станции берегу реки Оккервиль распахнулись
двери "Ладожской". Ее уже первоначально строили для того, чтобы совместить с
будущим Ладожским вокзалом (отсюда и название). Но это удалось сделать лишь в
2003 году. Теперь советский вестибюль метро (архитектор В. Н. Есиновский) в
комплексе со сверхсовременным вокзалом, построенном по новейшим мировым
стандартам, смотрится как нищий в элитном коттедже. Односводчатый перронный
зал (архитектор В. Н. Есиновский) интересен своими светильниками. Они
установлены на платформе в виде столбиков и символизируют свечи по погибшим
на Дороге жизни, которая проходила по льду Ладожского озера. При вечерней
экономии света, как справедливо заметил сайт "Прогулки по метро",
декоративное оформление зала напоминает кладбище с крестами. Общая тема
оформления использована в облицовке — серый мрамор и гранит с волнистыми
вкраплениями.
|
|
Станция "Красногвардейская"
была открыта 30 декабря 1985 года и стала пятой по счету в нашем городе, выход
с которой осуществляется через подземный переход. Но с количеством лестничных
спусков она попала в книгу рекордов Петербурга — 12. Такого числа не имеет ни
один из метровокзалов, даже "Московская" с двумя подземными вестибюлями. Над
эскалаторами помещено мозаичное панно "Побеждающая революция" (художники В.
П. Гусаров и В. Г. Леканов). Проект вестибюля и подземного перехода
разработали архитекторы В. Г. Хильченко, В. Г. Чехман и А. С. Гецкин.
Оранжевый от освещения перронный зал (архитекторы В. Г. Хильченко, В. Г.
Чехман и А. С. Гецкин) украшен источниками этого света — огромными круглыми
люстрами, подвешенными на односводчатое перекрытие. Название станции — как
старое, так и новое — было дано по нынешнему Новочеркасскому проспекту (в
прошлом Красногвардейскому). Сменили название 1 июля 1992 года. Между тем
первое наименование было на 3 буквы длиннее, поэтому в нишах на путевых
стенах с двух сторон остается небольшое расстояние. Проектное название —
"Заневская".
|
"Площадь Александра Невского-2"
|
"Площадь Александра Невского-2"
была открыта 30 декабря 1985 года и ровно 6 лет была конечной. Наземный
вестибюль (архитекторы А. С. Гецкин и Н. В. Ромашкин-Тиманов) располагается в
Чернорецком переулке, у площади Александра Невского (отсюда название). Подземный
зал (архитекторы Г. Н. Булдаков, В. Н. Щербин и А. П. Волкова) построен по
колонному типу. Он оформлен в стиле старинного города-крепости. Путевые стены
декорированы золотистым алюминием в форме ячеек кольчуги. В переходе на
Невско-Василеостровскую линии установлено панно из меди (см. "Площадь
Александра Невского-1").
|
Перегон "Площадь Александра Невского-2" — "Лиговский проспект"
|
На перегоне расположен Пункт
технического обслуживания и ветвь на линию 3.
|
|
Первоначально сразу после
"Площади Александра Невского-2" поезд должен был делать остановку на
"Достоевской", а не на "Лиговском проспекте". Но "трудящиеся Лиговского
проспекта и окрестностей" обратились с просьбой сделать промежуточную станцию
на этом перегоне, так как ближайшие станции ("Площадь Восстания" и
"Владимирская" — "Достоевская") находятся далековато, а дома жителей Лиговки
— вне зоны прямой доступности метро. Вот и стали вносить коррективы в проект.
Так на планах появился метровокзал "Лиговская", ставший впоследствии
"Лиговским проспектом".
Он был открыт 30 декабря 1991 года на пересечении
Лиговского проспекта (отсюда название) и Транспортного переулка. Для
возведения на этом месте нового здания долго тянулось дело со сносом старых
зданий. А это дом А. Д. Абуткова (№ 86), дом купца
Н. А. Бабанина (№ 88), дом купца А. К. Данилова (№ 90) и дом наследников П.
А. Елизаровой (№ 92). Все они были небольшими и спокойно вмещались на этом
участке. Кстати, уцелевшее сооружения от 92-го дома можно увидеть во дворе
станции метро. А все сооружение, построенного для "Лиговского проспекта",
имеет адрес: Лиговский проспект, дом № 88. В нем к тому же находится Служба
материально-технического снабжения и Центр санитарно-эпидемиологического
надзора Петербургского метрополитена.
В оформлении интерьера вестибюля
(архитекторы Ю. В. Еечко и Н. В. Ромашкин-Тиманов) использованы белый мрамор,
серый и красный гранит. Над эскалаторным тоннелем — балюстрада с декоративной
решеткой и тумбами с оригинальными светильниками. В наклонном ходе впервые
были применены светильники, укрепленные по бокам тоннеля. Цель — устранить
помехи телекамерам, которые должны следить за эскалаторами вместо дежурных.
Но не перспективно думали советские проектировщики. Уже в 2002 году на
балюстраде эскалаторов начали укреплять рекламные щиты, которые просто лишили
возможности не только телекамерам наблюдать за порядком в тоннеле, но и
несущим дежурство.
От механических лестниц к перронному залу ведет длинный
переход. Это связано с расположением наземного павильона. Перронный зал
(архитекторы Ю. В. Еечко и Н. В. Ромашкин-Тиманов) односводчатый. Стены и пол
покрыты полированным красным гранитом. В торце — арка с декоративными
витражами, выполненными художником П. Ковалевым. Он же выполнил мозаику с
часами в переходном коридоре. На своде подвешены необычные светильники в виде
уличных фонарей, которые из-за экономии освещают только платформу. Над путями
лампы выключены. Выключена, кстати, и подсветка витражей.
|
|
Наземный вестибюль "Достоевской"
отныне скрыт за восьмиэтажным торгово-офисным комплексом Regent
Hall. Ранее, в 1980-х годах, было решено увеличить
Владимирскую площадь за счет сноса трех зданий (домов №№ 19 и 21 по
Владимирскому проспекту и дома № 1 по Загородному), и на их месте соорудить
павильон метро. Одно здание — бывшее Уездное училище (№ 21) — разобрали,
стали направлять силы на остальные. Дом Дельвига (№ 1) формально, исходя из
статьи в энциклопедии "Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград", снесли в 1986
году, на самом же деле его отстояли, как, впрочем, и № 19. В последнем в 2003
году открылся торгово-гостиничный комплекс "Владимирский Пассаж". В 2006 году
воссоздали двухэтажный училищный дом, надстроив сверху еще шесть этажей с
башенным завершением. Метровокзал с его остекленным фасадом (архитекторы В.
Г. Хильченко и А. С. Константинов) включили в новый объект.
В перронном зале
преобладают серые тона. Таким увидели оформление "по-достоевски"
архитекторы А. В. Жук и А. Д. Токмань. Колонны облицованы серым гранитом,
путевые стены — серым известняком. Некоторые проходы между колоннами украшены
металлическими решетками, а на верхней части опор висят фонари, стилизованные
под времена великого русского писателя. В одном из торцов помещена
декоративная композиция, которая составлена из черного, серого и светлого
цветов. От этой площадки вправо отходят три пешеходных тоннеля, но работают
из них лишь два. Третий (дальний) был закрыт и используется в служебных
целях. Далее идет проход к эскалаторам.
В противоположном торце расположены малые
эскалаторы для перехода на станцию "Владимирская" линии 1. Этот тоннель
по форме необычен — представляет собой зигзагообразную конструкцию. А
произошло это в связи с крупной аварией, породившей трещины в зданиях на
поверхности. Станция была открыта 30 декабря 1991 года, а названа так из-за
близости к музею-квартире Ф. М. Достоевского в Кузнечном переулке, дом № 5/2.
|
Перегон "Достоевская" — "Садовая"
|
После "Достоевской" ныне следует
"Садовая", но к 2008 году, как уже говорилось, последняя будет принадлежать
уже пятой линии. Правобережная же ветка окончится на "Спасской", которую
построят на самом нижнем горизонте пересадочного узла "Сенная площадь" —
"Садовая". Еще совсем недавно говорили, что эта станция будет пилонной, но в
феврале 2006 года СПб-ТАСС передал информацию о поставках заводом "Киров-Энергомаш" специальных конструкций для
"односводчатой станции глубокого заложения". Факт информагентство дополняет
цифрами: "изделия весом 4,5 тонны способны выдержать нагрузку до 110 тонн на
квадратный метр".
В 2008 году своего выхода эта станция иметь не будет. А
переходы с нее будут вести на обе станции — в противоположный от эскалаторов
торец "Сенной площади" и в центр "Садовой" (там, где гранитные плиты заменены
гранитными осколками). Сразу после "Спасской" до 2015 года должна быть
открыта "Театральная" на одноименной площади с выходом из западного торца.
|
|
Конечной на Правобережной линии
30 декабря 1991 года стала станция "Садовая". Она интересна тем, что за годы
своего существования будет обслуживать сразу две ветки: сейчас Правобережную
(четвертую), с 2008 года — Фрунзенско-Приморскую (пятую).
Перронный зал
спроектирован архитекторами А. И. Прибульским, В. В. Поповым, А. В.
Гончаровым и Г. П. Кашихиным. Основной акцент они сделали на световой
гармонии. Главное в интерьере станции — световой плафон, составленный из
пятидесяти дугообразных фонарей. Он должен сочетаться с информационной зоной
в центре зала, на месте будущего перехода на третью станцию. Здесь поставили
гранитную скамью для отдыха пассажиров, а потом хотели еще соорудить и
решетку ограждения тоннеля по аналогии с решетками и фонарями петербургских
мостов и садов. Не получилось и другого. Первоначально стены над путями
собирались одеть в серый гранит. Но на складах серого не было, зато хватало
красного гранита. Получилась красная станция со вставками серого цвета. Фриз
из белого мрамора, украшенного сверху анодированными под бронзу
металлическими вензелями.
В двух торцах есть выходы — по тоннелю к
эскалаторам в город и по малым эскалаторам — на "Сенную площадь" линии 2. Это
единственная в Петербурге односводчатая станция, где в оба торца используются
под выходы. Наземного вестибюля "Садовая" не имеет. Вместо него — четыре
лестничных спуска в подземный переход под Сенной площадью (архитекторы В. Г.
Хильченко, К. Г. Леонтьева и Ю. Ю. Подервянская). Название — по Садовой
улице, пересекающей площадь.
|
Перегон "Садовая" — "Адмиралтейская"
|
На перегоне имеется служебная
соединительная ветка на вторую линию, по которой "правобережные" поезда
следуют к своему временному электродепо "Выборгское".
|
|
После "Садовой" идет не
открывшаяся пока станция-призрак "Адмиралтейская". Ее подземный зал построен
по колонному типу. В перспективе на Невско-Василеостровской линии тоже должна
была появиться "Адмиралтейская", но пока она не входит в планы подземщиков.
Планируется, что станцию Правобережной линии с наземный вестибюлем будет связывать
один наклонный ход. Однако есть и другой вариант. Выход с обоих перронов
"Адмиралтейских" будет вести в один вестибюль, как на "Технологическом
институте". Только здесь из "подземелья" выйдет лишь один наклонных тоннель;
проходы с двух платформ будут объединены в небольшом зале, откуда и пойдут
эскалаторы на поверхность.
Место для начала строительства наземного вестибюля
наконец-то определено. Это будет здание на Малой Морской улице, дом № 4/1. За
последние годы были высказаны десятки предложений, но вернулись к
первоначальному варианту. Здание планируется расселить, снести и отстроить
заново за счет инвесторов.
|
Перегон "Адмиралтейская" — "Спортивная"
|
Следующей после
"Адмиралтейской" намечалось построить станцию "Университетская". Ее вестибюль
мог расположиться на Съездовской (ныне Кадетской) линии в створе Большого
проспекта. Теперь этот проект не рассматривается. Этот перегон дважды
пересекает Неву — сначала Большую, затем Малую. На участке тоннели постепенно
переходят в положение друг над другом. То же происходит с тоннелями будущей
Кольцевой ветки. Это связано с конструкцией станции "Спортивная".
|
|
По Тучкову мосту хотели назвать
нынешнюю "Спортивную" члены Топонимической комиссии и многие петербуржцы.
Было и название "Тучков буян". Но не любит руководство метрополитена
прислушиваться к чужому мнению. В итоги мы получили имя, по которому вряд ли
можно сказать, где метровокзал находится (еще предлагали "Олимпийскую"). А
находится он на пересечении двух проспектов — Большого и Добролюбова, у двух
спортивных комплексов — стадиона "Петровский" и дворца спорта "Юбилейный".
Этим объясняется название. Над эскалаторами — тематическое мозаичное панно
(художник А. К. Быстров).
Перронный зал станции уникален: он построен
двухэтажным. "Спортивная" — первая и пока единственная подобная станция в
России. Это так называемая кросс-платформенная
станция для Кольцевой (Охтинско-Петроградской) и Правобережной веток. Поезда
до "Комендантского проспекта" приходят в верхний односводчатый зал, где впоследствии
на противоположном крае платформы будут останавливаться составы Кольцевой,
идущие к "Петроградской". В нижнем колонном зале расположены пути линии 4 к
"Улице Дыбенко" и будут расположены пути линии 7 — к "Василеостровской".
Еще
одна особенность: часть станции находится под Малой Невой. В перспективе из
нижнего зала под рекой пойдет тоннель с травтолаторами
(горизонтальными эскалаторами) на Васильевский остров. Там должен появится
второй выход — "Спортивная-2". Часть тоннеля пройдена. Вестибюль расположится
в подземном переходе на пересечении набережной Макарова и Кадетской — 1-й
линий.
Односводчатый перронный зал "Спортивной" оформлен светлыми тонами.
Белый полированный гранит пола не потерял своей отражающей способности спустя
уже десять лет ("Спортивная" открыта 15 сентября 1997 года). Над путями
подвешены консольные светильники. Стены нижнего этажа облицованы красным
мрамором, а также мозаичными панно художника А. К. Быстрова. Они помещены на
опорах в центре платформы, поддерживающих перекрытие. В нем "прорезаны"
несколько отверстий — два для малых эскалаторов и несколько круглых видовых.
На день открытия, по сообщению "Смены", не было "трех скульптур (богини
победы Ники, пловца и бегуна) над светильниками-торшерами в центре подземного
вестибюля". Архитекторы А. С. Константинов и В. С. Волонсевич.
|
|
15 сентября 1997 года на
Петроградке заработала и другая станция — "Чкаловская". Ее оформление
(архитекторы А. С. Константинов и В. С. Волонсевич) связано с авиацией. Перрон
подземного зала построен в виде взлетно-посадочной полосы с соответствующей
разметкой. Светильники напоминают лопасти вертолета и крылья самолета
одновременно, как и другие световые приборы — в эскалаторном тоннеле. Они
предстают в виде пропеллеров. Кстати, здесь, так же как и на "Лиговском
проспекте", световые рамы прикреплены к кольцам наклонного хода.
Торец
перронного зала украшает оригинальная мозаика с изображением человека, плавно
переходящего в самолет. Вестибюль располагается на пересечении Чкаловского
проспекта (отсюда название) и Большой Зелениной улицы. Из здания есть двери
выхода в сторону Ропшинской улицы, но они никогда не используются. А у
главного фасада на ступенях установлен бюст В. П. Чкалову (скульпторы А. С.
Чаркин, В. Д. Свешников, архитектор А. С. Константинов). Он поставлен к
юбилею перелета самолета АНТ-25 по маршруту Москва — Северный полюс —
Ванкувер. Другой аналогичный бюст, свидетельствует историк Петербурга В. Г.
Исаченко, установлен в американском Ванкувере.
|
Перегон "Чкаловская" — "Крестовский остров"
|
На перегоне имеется
незапланированный в советское время оборотный тоннель, построенный после
разделения времени ввода в эксплуатацию участка "Садовая" — "Старая Деревня".
|
|
Мы подошли к станции,
пассажирооборот которой до открытия "Парнаса" был наименьшим в городе (13,6
тыс. пассажиров в сутки, по данным metro.spb.ru). Это "Крестовский остров".
Он был открыт 3 сентября 1999 года, хотя полгода был станцией-призраком после
ввода "Старой Деревни". Вообще за всю историю Петербургского метрополитена
существовало три таких станции — "Пушкинская", "Адмиралтейская" и
"Крестовский остров". В этот список не будем включать метровокзалы,
закрывшиеся на ремонт, как, например, "Пролетарская".
Проект наземного
вестибюля выполнили архитекторы Г. А. Васильев и Е. М. Рапопорт. В его
архитектуре удачно сочетаются современный остекленный со всех сторон павильон
с классической оправой из низкой аркады дорического ордера, выполненной в
камне. Он удачно сочетается с окружающей его зеленью Крестовского острова.
Вестибюль, по большому счету, не имеет главного фасада; вход выбран с
Морского проспекта, а выход — на противоположную сторону, у строящегося дома
по Рюхиной улице.
Подземный зал (архитекторы Г. А. Васильев и Е. М. Рапопорт)
имеет свою особенность: колонны здесь полностью сооружены из железобетона.
Из-за этого они более массивные. Между опор есть стенки, которые с разных
сторон украшены мозаичными панно. Эти декоративные украшения появились только
весной 2001 года из-за задержки с финансированием. На них аллегорически
изображены реки (в центральном тоннеле) и острова (в путевых). В общей
сложности 12 круглых медальонов-мозаик. Но нет среди них одного из самых
главных островов невской дельты — Петроградского, — на котором находятся
Александровский парк и домик Петра I. Зато есть Петровский.
Торцевая стена
впервые в России отделана зеркалами, что зрительно удлиняет перрон. Также
впервые используется римское обозначение даты открытия на фризе фронтона,
отделенного от арки в торце. Интересно, что и здесь с названием возникли
некоторые сложности. В 1990-х годах была тенденция давать станциям
Петербургского метрополитена имена московских метровокзалов. Так появилась
уже упомянутая "Спортивная". "Крестовский остров" значился как "Парк
Культуры", хотя всем известно, что полное название парка — Центральный парк
культуры и отдыха имени Кирова, а называли его чаще "ЦПКиО". Но уж точно не
"парком Культуры"! Тем более что он находится на другой стороне Средней Невки.
В итоге на берегах Невы появилась лишь одна станция, названная по-столичному. И сегодня мы можем гордиться уникальным
названием, ибо "островов" в метронимах России
больше нет.
|
|
Другое уникальное имя станции —
"Старая Деревня". Метровокзал с таким именем появился 14 января 1999 года в
нежилой зоне "Северо-Западная". Наземный вестибюль (архитекторы В. Н. Щербин
и И. П. Макаюда) был расположен на Торфяной дороге
необычным образом: его главный фасад обращен не на трассу, а в сторону парка
трех остальных видов наземного транспорта. В 1948 — 1965 годах на этом месте
была станция Кировская Детской железной дороги, рядом с ней находилось
управление ДЖД.
Архитектура павильона уже метростанции интересна своей
высокой аркадой, разделенной на части остекленными треугольными колпаками.
Сам кассовый зал расположен на возвышении; к его дверям поднимаются лестницы.
При открытии большая часть главного фасада не имела отделки. Ее доделали
позже. Задний скругленный фасад направлен в сторону железнодорожной платформы
11-й километр, переименованной в Старую Деревню.
Часть города, именуемой
Старой Деревней, расположилась по ту сторону Сестрорецкой железной дороги.
Она образовалась еще при Елизавете Петровне. Для проведения земляных работ на
Каменном острове канцлер А. П. Бестужев-Рюмин, кому перешел остров, переселил
на противоположный берег сотни крепостных. Однако, как пишет историк-краевед
С. Е. Глезеров, их оказалось мало, так что с Украины были пригнаны новые
партии крепостных, которых поселили у Черной речки. Так возникла деревня,
которую в отличие от Старой стали именовать Новой. Ныне слово "деревня" в
обоих случаях пишется с прописной буквы.
Между тем в планировке перронного
зала метро (архитекторы В. Н. Щербин и И. П.
Макаюда) отсутствуют деревенские мотивы. Быть может, упоминанием о жизни стародеревенцев являются деревянные скамьи по центру
односводчатого зала. Торцевая стена, как и вестибюль, украшен арками. В
центре композиции — мозаичная картина, изображающая на синеватом фоне вазу с
цветами и радугу. Стены облицованы серым мрамором.
|
Перегон "Старая Деревня" — "Комендантский проспект"
|
При строительстве тоннелей
между "Старой Деревней" и "Комендантским проспектом" проходчики наткнулись на
всю ту же подземную реку, которая становилась причиной размыва между "Лесной"
и "Площадью Мужества". Для того чтобы история не повторилась, участок был
опущен ниже, а "Комендантский" стал самой глубокой в Северной столице
станцией (78 метров). На перегоне расположен Пункт технического обслуживания,
конец которого из-за своеобразной проходки расположен на 15 метров выше
перегонных тоннелей, свидетельствует сайт "Размышления о питерском метро".
Они связаны с ним лестницами. Тот же источник сообщает, что "между станциями
расположено по паре гермозатворов в каждом тоннеле
на случай повторения размыва".
|
|
2 апреля 2005 года 59-я станция
открылась в районе Долгого озера. Метро получило наименование "Комендантский
проспект", так как выходы расположены на обеих сторонах одноименной
магистрали, у Комендантской площади. Сейчас, пока проезжая часть проспекта
огибает остекленные павильоны "Коменданки", между
ними сооружена временная пешеходная зона. В свое проектное "русло" трасса
войдет еще не скоро — прямо в ее центре (!) только-только построили торговый
комплекс "Адамант" (на противоположной стороне площади в створе проспекта
стоит павильон "Макдоналдса").
По проекту, станция планировалась чуть южнее —
на Богатырском проспекте (отсюда и проектные названия "Богатырский проспект",
"Богатырская"). Но произошел перенос центра "спального" микрорайона.
На этой
станции применен целый ряд новшеств. Во-первых, здесь впервые подумали об
инвалидах, соорудив специальные пандусы на спусках в подземный переход и в
кассовом зале. Во-вторых, стены и перекрытия покрыты не камнем и штукатуркой,
а антивандальным пластиком (свод-то зачем?). И вообще то, что свод перронного
зала чем-либо, кроме белой краски или штукатурки, покрыт, уже уникально.
Длина эскалаторов самая большая в Петербурге — около 140 метров. Они также
оснащены специальными щеточками, препятствующими попаданию посторонних
предметов в щели между ступенями и балюстрадой, а также, наверное, для чистки
обуви. "Комендантский проспект" — первая станция со своим "логотипом",
укрепленным на путевых стенах; на других станциях названия различаются лишь
шрифтом, размером букв и наличием ниши.
Оформление интересно своими
мозаичными панно, помещенными в кассовом зале и центральном тоннеле
подземного. Их выполнил художник А. К. Быстров. Над эскалаторами снова
появилась фраза "Слава в веках", обращенная, в отличие от автовской, к первым
российским авиаторам. Это связано с расположением станции в своего рода топонимически "авиационном" районе, что получилось благодаря
находившемуся здесь Комендантскому аэродрому.
Чуть подробнее. Комендантским
он стал оттого, что эти земли некогда принадлежали коменданту Петропавловской
крепости. В конце XIX века в районе появился ипподром, который с 1908 года
стал использоваться как испытательное поле для летательных аппаратов. Позже
здесь стали проходить авиационные зрелищные мероприятия, закончившиеся 8
сентября 1910 года после гибели летчика Льва Мациевича. Во времена СССР до
1960-х годов аэродром был учебным, после чего стал застраиваться жилыми
домами, большая часть которых — так называемые "корабли". Здесь появились
проспекты Испытателей, Авиаторов, Комендантский, а также Парашютная улица и
многие именные топонимы.
А общую тему воздухоплавания продолжают медальонные
мозаики на стенках в рядах колонн станции "Комендантский проспект" и крупное
панно в торце. Последнее, одна из версий названия которого "Полет на
воздушном шаре", установлено на стене, к которой в первые дни работы нового
метровокзала можно было подняться по лестнице. Сейчас здесь висит ленточка.
Под лестничным пролетом в будущем при увеличении пассажиропотока появится
второй выход. "Комендантский проспект" спроектирован архитекторами А. С.
Константиновым, Н. В. Ромашкиным-Тимановым, В. Г. Хильченко, Ю. Ю. Подервянской,
Т. Р. Барановой и М. В. Павловой.
|
Перегон "Комендантский проспект" — "Долгоозерная"
|
За "Комендантским" имеются три
тупика, восточный и средний из которых соединены перекрестным съездом, а
средний и западный — оборотным тоннелем.
|
|
|
|