|
|
cделать стартовой -- добавить в избранное |
Линия 3
Петербургский метрополитен
Станции и тоннели
Все права на данный текст защищены. Полное копирование запрещено. При частичной перепечатке гиперссылка обязятельна
СПИГ-досье. ИсторияДатой открытия Невско-Василеостровской линии стало 3 ноября 1967 года. Она состояла из четырех станций, находящихся на участке "Василеостровская" — "Площадь Александра Невского-1"; все они были построены по закрытому типу. В плане строительства метро 1956 года линия планировалась иначе. На ней были станции "Красная площадь" (площадь Александра Невского), "Площадь Восстания" (с пересадкой на первую линию), "Садовая", "Желябова" (пересадка на вторую линию), "Исаакиевская площадь", "Театральная площадь", "Большой проспект". Впоследствии от идеи соединения Исаакиевской и Театральной площадей отказались.
Сейчас линия имеет наименьшее в нашей подземке количество станций — 10, а строилась она 17 лет. Маловероятно, что к этому числу прибавятся новые метровокзалы. Есть версия, по которой на намывной территории Василеостровского района будет открыта "Мичманская".
|
|
Третью ветку обслуживает ТЧ-5 "Невское".
Она находится у железнодорожной платформы Рыбацкое, юго-западнее линии
Рыбацкое — Славянка и даже имеет адрес: 5-й Рыбацкий проезд, 18. До открытия
депо "Выборгское" также обслуживала Правобережную линию, из-за чего
приходилось оставлять поезда на парковых путях и в тоннелях. ТЧ открылась в
1986 году.
|
|
"Рыбацкое" — самая новая
станция на линии 3. Ее открыли 28 декабря 1984 года в бывшем селе Рыбацком,
которое уже после открытия метро стало жилым микрорайоном. Древние поселения
на этом месте существовали еще в XV — XVI веках. В 1715 году по приказу Петра
I сюда в принудительном порядке переселили двести семейств крестьян, которые
должны были поставлять рыбу для царского стола. Отсюда такое название.
Стеклянно-бетонное маловыдающееся здание метровокзала "спряталось" в промзоне
за Северной железнодорожной линией. С Тепловозной улицей его связывают два
тоннеля, впервые в практике строительства метрополитена пройденные методом
продавливания, что позволило не останавливать движение поездов по железной
дороге. Но сейчас северный тоннель не работает. Другое новшество было
применено при строительстве кровли — складчатое 18-пролетное перекрытие,
позволяющее свободно компоновать станционные сооружения.
Наземный вестибюль
метро проектировали архитекторы А. С. Гецкин, Н. В. Ромашкин-Тиманов и К. Г.
Леонтьева. Тогда на станции действовали малые эскалаторы, доставлявшие
пассажиров из подземного перехода к кассам. В 1999 году станция была закрыта
на год для выполнения капитального ремонта пешеходных переходов, демонтажа
эскалаторов за ненадобностью и ликвидации протечек на перегоне "Рыбацкое" —
"Обухово". Со станции хотели сделать прямые выходы на платформы Рыбацкого
(как на Девяткине), но на сей момент все остается в планах.
|
Перегон "Рыбацкое" — "Обухово"
|
В 1981 — 1984 годах станция
"Обухово" была конечной, поэтому на перегоне присутствует оборотный тоннель.
В 2001 году, когда станция "Рыбацкое" была закрыта на ремонт, он
использовался по своему первоначальном профилю. Уклон на этом участке
примерно равен уклону между "Невским проспектом" и "Горьковской", что связано
с выходом путей на поверхность. Ближе к станции "Рыбацкое" часть перегона
строилась открытым способом.
|
|
Первый метровокзал, который
встречает прибывающий со стороны Москвы поезд, предстает перед пассажирами
белыми стенами с металлическим обрамлением больших окон-витражей. Здесь, в
промзоне объединения "Звезда" у железнодорожной станции Обухово 10 июля 1981
года открылась станция метро "Обухово". Наземный вестибюль на улице
Грибакиных спроектировали архитекторы А. С. Гецкин и В. Н. Выдрин.
Название
станции произошло от района Обухово, что располагается за линией Московской
железной дороги. К слову, непосредственно в нем павильон метро не находится,
он лишь обращен фасадом к тому месту, где некогда жили рабочие Обуховского
завода. Этот завод, находящийся в районе станции "Пролетарская", был основан
в 1863 году товариществом П. М. Обухова, Г. С. Кудрявцева и Н. И. Путилова
как сталелитейное предприятие. И получил в 1869 году современное название по
имени своего основателя.
В 1901 году рабочие завода устроили забастовку,
подготовленную существовавшими здесь кружками. Память об этом увековечена в
оформлении подземного зала метро. Здесь торцевую стену украшает бронзовый
горельеф на тему возникновения революционных кружков за Невской заставой. Но
первоначально в торце планировалось изготовить немного другую тематическую
композицию. В 1984 году в мастерских Ленинградского экспериментального
скульптурно-производственного комбината создавали бюст В. И. Ленину,
многочисленные барельефы и горельефы, повествующие о различных героических
эпизодах революционной борьбы обуховцев и рабочих Невской заставы с
самодержавием, разработанные скульптором А. А. Федосовым. По-видимому, позже
бюст из композиции убрали.
Единственная на "зеленой" ветке односводчатая
станция была выполнена по проектам архитекторов И. Н. Кускова, В. В. Попова и
Л. М. Четыркина. Здесь впервые под одним сводом со станцией сооружены
натяжная камера и тягово-понизительная подстанция.
|
Перегон "Обухово" — "Пролетарская"
|
Трасса между станциями
"Обухово" и "Пролетарская" пронизана мощными слоями водонапорного песчаника,
поэтому скорость проходки резко упала и сравнялась... с плановой. То есть не
превышала норму и не шла на рекорд, как на многих других участках. Еще стоит
добавить, что в районе станции "Пролетарская" произошел вывал породы, с
которым позже подземщики справились.
|
|
Станция "Пролетарская" интересна
конструкцией эскалаторов. Из-за того что она является одной из самых глубоких
в мире, один огромный эскалатор пускать не решились — его обслуживать
технически сложно. А за двумя наклонными тоннелями следить проще. Малая и
большая механические лестницы соединяются залом. В Петербурге это
единственный метровокзал с каскадом наклонных ходов. Но в народе уже
существует оригинальная версия этакого новшества: при строительстве
проходчики, как в петровское время на пробивке Невского проспекта,
промахнулись, и образовался "сдвиг".
Двери круглого в плане наземного
павильона (архитекторы А. В. Квятковский, И. Е. Сергеева и А. С. Гецкин)
распахнулись перед пассажирами 10 июля 1981 года, в один день с "Обуховом".
Здание расположилось на бывшей территории завода "Большевик" (ныне
"Обуховского завода"), поэтому в проекте станция значилась под именем "Завод
"Большевик". От него, вероятно, происходит и существующее название.
Пролетариат предприятия в 1901 году устроил забастовку, которую в литературе
принято считать "Обуховской обороной".
В перронном зале (архитекторы Д. С.
Гольдгор, Р. Ш. Розенталь, Н. А. Афошин и Ю. В.
Еечко) колонны отделаны мрамором, фриз — полированным гранитом, путевые стены
— белым и бело-розовым мрамором. Колонны здесь имеют шарнирную передачу усилий
от свода к пятам. Торцевую стену украшает горельеф "Серп и Молот" — символ
пролетариата.
|
Перегон "Пролетарская" — "Ломоносовская"
|
В тоннеле между станциями есть
оборотный тупик, расположенный со смещением к пути северного направления
|
|
22 декабря 1970 года открылись
двери станции метро "Ломоносовская". Наземный вестибюль (архитекторы А. С.
Гецкин, В. П. Шувалова и Г. Д. Булаевская) расположился в сквере на улице
Бабушкина, напротив первого типового кинотеатра "Спутник", построенного,
между прочим, на месте Преображенского кладбища. А там, где сейчас стоит
остекленный павильон метро, возвышалась церковь во имя Сошествия Святого
Духа. В отделке круглого эскалаторного зала использованы деревянные панели и
анодированный металл.
Подземный зал "Ломоносовской" построен по
преобладающему на Невско-Василеостровской линии закрытому типу. Архитекторы
А. Я. Мачерет и Л. С. Чупина при проектировании учли близкое расположение к
Фарфоровому заводу и придали спроектированному перронному залу станции
нежный, "фарфоровый" колорит. На торцевой стене помещена художественная
композиция, посвященная М. В. Ломоносову, выполненная художником В. М.
Городецким. Предприятие, название которого перешло на имя метровокзала, было
основано в 1744 году на месте петровских кирпичных заводов. За ним выросло
Фарфоровое село, то есть поселок работных людей завода. Отсюда и пошли
названия Фарфоровской улицы и железнодорожной станции Фарфоровская.
Проектное
название — "Ивановская" (вероятно, станцию планировали разместить у
Ивановской улицы).
|
Перегон "Ломоносовская" — "Елизаровская"
|
В тоннелях между
"Ломоносовской" и "Елизаровской" впервые применена обделка, вжатая в породу.
"Преимущество новой обделки перед старой внешне замечаешь только в форме, она
гладкая, а не ребристая, и железобетонная, а не чугунная, — обращает внимание
журналист Б. Мишин. — Но главный ее плюс в принципиальном изменении
технологии строительства тоннеля. Сразу после установки очередного кольца
обделки его вдавливают в горную породу. То есть грунту возвращается его
первобытное состояние". Новшество было разработано в связи с частыми
деформациями зданий на поверхности, проседающими в зоне прохождения линии
метро.
|
|
В один день с "Ломоносовской"
22 декабря 1970 года в бывшем Смоленском селе открыта станция "Елизаровская".
Название это связано с проспектом Елизарова, вдоль которого вытянуто здание
метро с остекленным фасадом (архитекторы А. С. Гецкин и В. П. Шувалова). Марк
Тимофеевич Елизаров (1863 — 1919) был близок к брату В. И. Ленина А. И.
Ульянову и женат на их сестре Анне. Он был известен как главный комиссар по
делам страхования и член коллегии Наркомата торговли и промышленности РСФСР.
Подземный зал станции метро, носящей его имя, спроектирован архитекторами А.
К. Комалдиновым и И. И. Комалдиновой. Он
представляет одну из "серии" шести подряд идущих станций типа "горизонтальный
лифт". Торцевую стену "Елизаровской" украшает рельеф "Восстание
пролетариата", помещенный на декоративной решетке. Его тема подсказана
географией станции: она находится в центре бывшей Невской заставы, известной
своей революционной историей. Автором этой композиции является скульптор Д.
М. Никитин. Проектное название — "Проспект Елизарова".
|
Перегон "Елизаровская" — "Площадь Александра Невского-1"
|
Этот тоннель самый длинный в
Петербурге. Его длина — около 3,7 километра. На перегоне расположены тупик,
перекрестный съезд и соединительная линия с четвертой веткой.
|
"Площадь Александра Невского-1"
|
Первоначально
Александро-Невская площадь была застроена еще в 1780-х годах, когда она была
исключительно лаврской. В ансамбль входили Надвратная церковь, корпус
богадельни, двухэтажные дома на Невском. В 1960-х годах была проведена
реконструкция ее, ставшей площадью Александра Невского. Это было связано со
строительством одноименного моста через Неву.
Тогда же начали по проекту
архитекторов А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой возводить круглый павильон с
куполом новой станции метро, которая получила название "Площадь Александра
Невского". Она открылась 3 ноября 1967 года, хотя здание гостиницы "Москва",
в которое должен был входить павильон, на то время существовало только в
планах. Его реализация проходила в 1974 — 1977 годах.
Интерьер павильона
станции с самым длинным названием (25 букв) отделан не только часто
употребляющимися материалами — мрамором и керамической плиткой, но и деревом.
Композиции перронного зала (архитекторы Л. П. Лавров, Т. В. Шишкова и Г. В.
Шишков) придано некоторое своеобразие за счет наклона внутрь стен. Их
мраморные плоскости, прорезанные дверными проемами и находящимися над ними
световыми панелями, производят впечатление ряда массивных пилонов.
В торце
станции расположен переход на Правобережную линию, в который в 1985 году при
строительстве "Площади Александра Невского-2" перенесена декоративная
композиция, посвященная Александру Невскому (скульпторы Э. Р. Озоль, И. Н.
Костюхин и В. С. Новиков). Раньше она находилась на торцовой стене. А
интересно панно тем, что изображает пять всадников и только четырех коней под
ними.
|
Перегон "Площадь Александра Невского-1" — "Маяковская"
|
На этом перегоне также
присутствует большой уклон. Перед "Площадью Восстания" от линии отходит служебная
соединительная ветвь к Кировско-Выборгской ветке, имеющая смещение к
западному пути.
|
|
Невско-Василеостровская линия
проходит под всем Невским проспектом, имея на нем три вестибюля. Второй из
них расположен на пересечении главной городской магистрали с улицей Марата.
Для того чтобы сделать выход именно здесь, было решено частично снести здание
на Невском, 71/1 (архитектор П. А. Чепыжников, 1848
год). При воссоздании оно было перестроено под ресторан "Невский" (с 2006
года здесь — торговый центр "Невский атриум"). Станция "Маяковская" занимает
часть первого этажа и имеет выходы на обе улицы.
В центре вестибюля
(архитекторы В. П. Шувалова и А. С. Гецкин) на прямоугольной опоре встречает
пассажиров фигура В. В. Маяковского, выполненная по модели скульптора М. Т.
Литовченко способом выколотки из меди. Здесь он изображен в своей обычной
позе: голова повернута в сторону, руки в карманах...
Два изображения поэта в
острой графической манере (художник Ю. Б. Могилевский) встречаются и в подземном
зале на стенах. Авторы самого красивого "горизонтального лифта" — архитекторы
Ю. В. Билинский, А. Д. Бочаров и Г. А. Михайлов — обострили решение
подземного зала, облицевав стены смальтой интенсивного красного тона и усилив
их ритмичную динамику за счет скошенных "лестничных" выступов возле дверей. В
центре зала и в противоположном от выхода торце имеются переходы на станцию
"Площадь Восстания" линии 1. "Маяковская" была открыта вместе с первой
очередью Невско-Василеостровской ветки 3 ноября 1967 года.
|
|
Того же 3 ноября 1967 года в
здании крупнейшего в Ленинграде торгового комплекса "Гостиный двор" открылась
одноименная станция. Строительство станции метро сопровождалось реконструкцией
универмага. Вход на станцию организован из-под колоннады Невской линии, а из
вестибюля можно сразу попасть в "Большой Гостиный двор", как сейчас он
именуется.
Стены на всю высоту облицованы светлым мрамором. Из вестибюля,
спроектированного архитекторами А. К. Андреевым и Я. Е. Москаленко, вниз
спускается первый в нашем метро наклонный ход с четырьмя эскалаторами. Над
ним помещен витраж, созданный художником А. Л. Королевым. Он изображает один
из наиболее трагических эпизодов революционной борьбы пролетариата —
демонстрацию 4 июля 1917 года, расстрелянную по приказу Временного
правительства на перекрестке Садовой улицы и Невского проспекта.
В перронном
зале "Гостиного двора" (архитекторы С. Г. Майофис, В. Э. Шевеленко и Э. С.
Белят) стены облицованы светлым мрамором. Белые стены и серебристые карнизы
контрастируют с черными дверями из анодированного алюминия, утопленными в
ниши, и темно-серым полом из гранита. Из двух торцов подземного зала
"Гостинки" (уже устоявшееся народное название станции) выходят два
эскалаторных тоннеля. Один ведет к выходу в здание Гостиного двора, а другой
— на набережную канала Грибоедова, значимый почему-то как "Невский
проспект-2". В той стороне платформы размещаются также и два малых наклонных
хода к станции "Невский проспект" Московско-Петроградской линии, находящейся
на нижнем горизонте самого напряженного пересадочного узла.
|
Перегон "Гостиный двор" — "Василеостровская"
|
Тоннель пересекает
Правобережную линию. В прошлом именно в том месте предполагалось строительство
станции "Адмиралтейская" с переходом на другую "Адмиралтейскую"
Фрунзенско-Приморской ветки. Сооружение оставили до лучших времен, которые
должны были наступить в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Они не наступили.
Теперь в планах метрополитеновцев "Адмиралтейская-2" не значится. Этот
перегон стал третьим по счету, пересекающим Неву. При его проходке также
возникли соответствующие трудности. Но благодаря усилиям метростроителей
паутина линий метро связала и этот район Петербурга.
|
|
Итак, "Василеостровская". Ее
открыли 3 ноября 1967 года на пересечении Среднего проспекта с 7-й линией.
Чтобы возвести этот остекленный наземный вестибюль, потребовался снос домов
В. Ф. Арнольда (7-я линия, дом № 46), Каушмана (7-я линия, дом № 48) и совладельцев Фростов (Средний проспект, дом № 32/50). На огромном для
центра пустыре помимо метровокзала предполагалось возведение шестиэтажного
общественного здания, совмещенного с павильоном. Теперь инвесторы готовы
построить здесь торгово-деловой центр.
Конструкция существующего дома метро
(архитекторы А. С. Гецкин и В. П. Шувалова) интересна — он построен на
высоком стилобате, при наводнении сдерживающим поток вышедшей из своих
берегов Невы. Дело в том, что эта часть города подвержена затоплению при
подъеме воды выше 4,1 метра выше уровня по водомерному посту у Горного
института. Также подвержены этому природному явление станции "Спортивная"
(наиболее; это притом, что еще и вход осуществляется через подземный
переход), "Чкаловская", "Садовая", "Невский проспект-1", а также
"Пионерская". Но вернемся к "Ваське".
Подземный зал спроектирован по закрытому типу
(архитекторы А. Я. Мачерет, Л. С. Чупина и А. И. Прибульский). Его украшает
полоса синеватой смальты на карнизе да решетка в торце с именем станции и два
раза употребляющимся годом ее постройки. Кстати, при открытии торцевая стена
находилась на два дверных проема дальше. Но позже, как и на "Нарвской",
стенку подвинули, соорудив служебные помещения, и теперь последние две двери
электрички в сторону "Гостиного двора" и первые две — в сторону "Приморской"
не открываются. Такое откровенное хулиганство встречается не только на этой
станции. При переходе на 8-вагонные составы на линии 1 последняя дверь всех
поездов также не работает. Но там это связано уже с техническими
особенностями — далеко не все перроны даже после удлинения способны вмещать
все 32 двери.
|
Перегон "Василеостровская" — "Приморская"
|
На перегоне расположен оборотный
тоннель, который использовался, когда "Василеостровская" была конечной
станцией. "Сами метростроевцы говорят, что четвертый участок
Невско-Василеостровской линии оказался легким, — пишет И. Рудов
в предпусковой статье "Вечернего Ленинграда". — В том смысле легким, что на
этот раз обошлось без сюрпризов — на пути не встречалось ни коварного
плывуна, ни крепкого, как гранит, песчаника".
|
|
5 октября 1979 года была
открыта станция "Приморская". Восьмигранный в плане наземный вестибюль (архитекторы
В. Н. Соколов, Н. И. Стародубов и В. А. Реппо) построен на острове
Декабристов (так и хотели назвать станцию) во дворе будущего на тот момент
Дома связи метрополитена на улице Одоевского, дом № 29. Сейчас здание уже
достроено, и в нем расположилась Служба сигнализации и связи метрополитена.
Еще раньше, за полгода до открытия, здесь был заброшенный пустырь, сообщает
"Вечерка". "Но вот на этом месте построили здание наземного вестибюля, и
тотчас преобразилось все вокруг: аккуратно разбит газон, заасфальтированы
дорожки, установлены изящные светильники", "Выходишь из вестибюля, и тебя
встречает свежий балтийский ветер. Отсюда до Финского залива несколько сот
метров. Ближайший путь к морю лежит вдоль русла Смоленки. Это будущая
эспланада, которая пространственно свяжет морскую набережную [тогда она
писалась неофициально] с архитектурными ансамблями центра города", — так
описывал окрестности "Приморской" в день открытия журналист С. Райкин.
Подземный зал станции связан с названием. А название было дано по близости к
Балтийскому морю. В будущем суша снова шагнет вперед, и тогда имя
метровокзала будет уже условным. Уместно сказать, что при таком раскладе за
"Приморской" появится и еще станция, только на намывной территории. Ее
условное наименование — "Мичманская". Ряды колонн перронного зала в четырех
местах прерываются короткими стенками, на которых помещены горельефные
изображения знаменитых кораблей русского и советского флота, чей славный путь
начинался в городе на Неве. Их скульптор Г. В. Додонова. В торце установлена
композиция из якорей. Общий проект станции разрабатывали архитекторы М. И.
Стародубов, В. Н. Соколов и В. А. Реппо. На станции огорожен перрон у первого
вагона в сторону "Василеостровской" (туда нельзя проникнуть). Это связано с
большим пассажиропотоком на "Ваське".
|
Перегон "Приморская" — "Мичманская"
|
На перегоне западнее
"Приморской" расположен Пункт технического обслуживания третьей линии. Так
как "Приморская" — конечная, за ней имеется также и оборотный тупик.
|
|